Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Литература » Философия

Карл Ясперс - Ницше и христианство
1. Картина мировой истории в целом

В основе всех исторических представлений Ницше лежит определенная мыслительная схе¬ма: предположение, будто бы мы можем обла¬дать, или даже уже обладаем неким тотальным знанием о ходе истории человечества; будто бы нам досконально знакома наша собственная эпоха и потому мы способны знать, что нынче своевременно, а что нет; и будто бы мы даже способны целиком охватить взором будущее, планировать его и усматривать в нем нечто же¬лательное или нежелательное. Эта мыслительная схема далеко не есть нечто само собой разуме¬ющееся или — еще менее — естественное. Боль¬шая часть человечества прекрасно обходилась без истории: люди жили вне ее, целиком в на¬стоящем, словно в вечности, словно все всегда было и будет точно так же, как сегодня; они не задавались вопросами и не сомневались, что са¬ми принадлежат к размеренному круговороту явлений. Откуда же могла взяться эта новая, столь возбуждающая человека мысль, в зависи-мости от обстоятельств способная наполнять его чувством невыносимого бессилия или, наобо¬рот, сознанием сверхъестественной власти над ходом вещей?
Мысль эта христианского происхождения. Именно христианство со всей строгостью наста¬ивало на том, что все в истории человечества со¬вершается только один раз: творение, грехопа¬дение, воплощение Сына Божия, конец света, Страшный Суд. Христианству известен ход ми¬ровой истории в целом, и потому эмпирическую историю оно воспринимает не как цепь случай¬ных событий, не как безразличное изменение, но как звено иной цепи — сверхчувственной, це¬лесообразной истории. А потому эмпирическая история проникнута для него глубоким смыс¬лом; и кроме того, в каждый ее момент в ней решается судьба отдельного человека - спасение или гибель его души.
Христианская историческая мысль превра¬тилась в философию истории — светскую пауку о специфическом предмете — "всеобщей", "то¬тальной" истории. Из этой христианской мысли произошли Гердер, Кант, Фихте, Гегель и Маркс, а вместе с ними и Ницше. Сам характер их мышления определяется видением историче¬ского целого как единой общей картины; все они осознают современную им эпоху как некую строго определенную точку в общем ходе исто¬рии — и всегда именно как кризисную точку, как решающий поворотный пункт. Все они склонны были облюбовать где-нибудь в прошлом некую вершину, исток всего благотворного в развитии человечества, а затем уповать на возможное воз¬вращение к нему в своем собственном настоя¬щем. Глобальная модель исторического процес¬са у всех у них одна и та же: вначале все было хорошо, но затем правильный, здоровый ход ве¬щей был вдруг нарушен, сбит и извращен; в ис¬торию проникло зло — то ли преступление, то ли какая-то зараза, разрушительный яд, начав¬ший отчуждать человека от самого себя; и вот теперь, именно в нашу эпоху, нужно все это ис-править, восстановить и возродить истинного человека и истинный ход вещей. Правда, содер¬жание этих категорий у разных мыслителей раз¬лично, но сами они постоянно повторяются в одном и том же виде.
Для Ницше эта вершина человеческого раз¬вития находится в досократовской Греции, он видит ее сквозь века в таком же золотом ореоле, в каком христианин различает за текстами Евангелий сияющую полноту времен. Лишь вернувшись, насколько это возможно, к грекам трагической эпохи, можем мы достичь нашей истины и нашей действительности. Более поз¬дняя эпоха — античная классика — уже подто¬чена изнутри теми самыми ядами, которые за¬тем будут собраны, настояны и предложены че¬ловечеству в виде христианства (XVII, 306) и приведут мир к крушению, продолжающемуся вот уже два тысячелетия и достигшему сегодня своей низшей точки, так что как раз теперь-то и должно начаться обратное движение — вверх.
Сама по себе универсальность и не допуска¬ющая возражений безусловность этого знания (несмотря на конкретное изменение его содер¬жания) — христианского происхождения; одна¬ко в случае Ницше дело обстоит не так просто: он как будто поглощен своим глобальным ви¬дением истории, уверен в его абсолютной досто¬верности; и в то же время не может не сознавать его относительности. В самом деле то, что од¬нажды было метафизическим сознанием бытия и в качестве такового было наделено глубочай¬шим смыслом, утрачивает свою достоверность, представ в виде знания. Новое метафизическое сознание Ницше в соединении с его критиче¬ской научностью разрушает и его собственное, и всякое другое цельное мировоззрение, ибо знает, что ничего цельного нет, а есть лишь веч-ное становление; самый вопрос о смысле есть уже отпадение от истины; целое остается по ту сторону смысла и бессмысленности; даже все¬ленной как целого, как чего-то единого не су¬ществует. Всемирная история с точки зрения христианства - единый и единственный процесс выбора и решения, имеющий сверхъестествен¬ное происхождение; с точки зрения философии истории — единый во всем своем многообразии процесс развития единого духа, — у Ницше утрачивает и цельность и единство, превращаясь в опытную мастерскую, лабораторию человече¬ских типов: "История есть большая опытная ма¬стерская" (XIII, 32). "Человечество не только не прогрессирует, оно даже не существует. Общая картина человечества — что-то вроде чудовищ¬ной экспериментальной фабрики, где кое-что удается... и несказанно многое не удается" (XV, 204). А это означает, что общий взгляд на ис¬торию полностью переменился. Христианские мотивы, когда-то двигавшие Ницше, привели его в конце концов к упразднению самой идеи единства, на место которого встало Ничто, а с ним и мысль о вечном возвращении.
Когда всемирная история превращается в экспериментальную мастерскую, единство уни¬версального развития из нее, конечно, исчезает, но общие необходимые закономерности процес¬са остаются: они доступны нашему познанию путем наблюдения и сопоставления происхо¬дивших до сих пор незапланированных экспе¬риментов. Вооружившись знанием, что история есть всего-навсего опытная лаборатория, Ницше делает второй шаг и приходит к полностью не¬христианской мысли: он задается на сей раз вопросом не о природе целого, а о том, как им управлять. Если для христианства общий ход истории был предопределен заранее и нерешен¬ным оставался для каждого отдельного индиви¬да лишь вопрос о спасении его собственной ду¬ши, то для Ницше под вопросом оказывается направление общего процесса: в какую сторону он пойдет, будет зависеть от воли и активности человека. Гегель еще отказывался ставить воп¬рос о будущем; Маркс призывал ускорить на¬ступление того, что и так должно было насту¬пить в силу необходимости, о чем, как ему ка¬залось, неопровержимо свидетельствовала его наука; но Ницше разглядел в будущем ужасней¬шую опасность: человек может погибнуть, мо¬жет снова стать обезьяной, если в последний мо¬мент ему не удастся решительно изменить на¬правление истории. Однако такой радикальный поворот возможен, согласно Ницше, лишь при условии познания целого в рамках нового ми¬ровоззрения, благодаря сознательному и плано¬мерному выведению породы высшего человека. На место Бога-Творца, направляющего ход ис¬тории, становится человек — творческая лич¬ность, берущий в свои руки историю как Целое и планирующий ее дальнейшее движение.
Против принципиальной возможности уни¬версального знания и вытекающей из нее воз¬можности планирования вселенской истории нельзя не привести следующие критические воз¬ражения:

1. Всемирно-историческое универсальное знание невозможно, ибо мы можем знать нечто в целом, но никогда не знаем само целое. Всякий набросок целого есть лишь гипотеза; мы при¬меряем к ней различные данные о познаваемой действительности — так получаются перспекти¬вы и линии упорядоченной взаимосвязи исто¬рических феноменов, если данные к нашей ги¬потезе целого подходят, а если не подходят, то возникают все новые вопросы, не имеющие от¬ветов перед лицом исторической бесконечности. Но фиксирующееся универсальное знание будет не только всегда неистинным, — оно уменьшит достоверность действительно познаваемого, по¬жертвует им ради ложной завершенности, ради наслаждения, которое испытывают воображение и рассудок от сознания фальшивой полноты знания, в которой они могут, наконец, успоко¬иться.
Точно так же и всякая цельная картина эпо¬хи есть всего лишь конструкция — конечно, на¬полненная смыслом и до некоторой степени разъясняющая суть вещей, — но никогда не мо¬жет быть знанием о сущности и обо всей бес¬конечной действительности некоего времени в целом. Всякое знание об эпохе ограничено дей¬ствительностью — теми ее фактами, которые ему не соответствуют.
Всякое знание чего-либо, в том числе и зна¬ние хода нашей истории, чтобы оставаться ис¬тинным, не должно утрачивать сознание некоего основного отношения всего нашего бытия. Ис¬точник нашего бытия и нашей жизни — нечто Объемлющее, которое само никогда не стано¬вится предметом. Когда нам кажется, что мы по¬стигли исторический процесс в целом, сделав его объектом познания, и теперь, наконец, име¬ем перед глазами то, в чем и в силу чего мы существуем, обнаруживается, что мы утратили наше бытие внутри этого Объемлющего, в ко¬тором и из которого мы живем и в котором од¬ном только и может совершаться ограничение и опредмечивание вещей — их превращение в объекты познания. Характерно, что и Ницше, говоря об истории, то и дело увязает и не идет дальше энергичных заявлений, смелых оценок и резких высказываний, или запутывается в психологических аналогиях, большей частью негативного характера. Всякий раз, как ему ка-жется, что он уже знает, что такое человек, ис¬тория, что такое "Я сам" как целое, почва уходит у него из-под ног, он утрачивает Объемлющее, а с ним — источник и суть.
Так и о христианстве как колоссальном ис¬торическом феномене невозможно знать, что это такое в целом. Всякое знание подходит к сво¬ему предмету либо снаружи — и тогда не замечает внутренних экзистенциальных жизненных сил, ограничиваясь поверхностными психоло¬гическими констатациями, сопоставлениями и перестановками; либо изнутри — как видит хри¬стианство верующий и ведущий христианскую жизнь человек — и тогда знание, находясь в Объемлющем, всегда будет направлено лишь на отдельные аспекты феномена. Ложный подход к истории влечет за собой неизбежные искажения: по истечении одного-двух столетий всякий ис¬торик берется исследовать духовное явление прошлого как цельный, доступный знанию предмет, а ведь в действительности такое явле¬ние остается самим собой лишь существуя в единстве знания и бытия; так, когда принима¬ются рассуждать о сущности христианства, либо сводят все дело, сами того не замечая, к неоп-ределенным обобщениям, либо рассматривают конкретные частности, сами по себе отнюдь не составляющие сущности.

2. Деятельность, планирующая устройство всемирно-исторического целого, также невоз¬можна, ибо она предполагает, что это целое уже стало объектом познания. Ницше, правда, знает, что такого познания пока не существует, однако считает его в принципе возможным: "Во всяком случае, если человечество, взявшись сознатель¬но управлять совокупностью исторических про¬цессов, не захочет само себя погубить, ему не¬обходимо прежде овладеть знанием, превосходя¬щим все до сих пор постигнутое, знанием ус¬ловий развития культуры, которое послужит на¬учной основой для экуменических (вселенских) целей" (II, 43). В конце концов, Ницше со¬вершенно забывает о том, что в настоящий мо¬мент такое знание фактически невозможно. Чего он никогда не сознавал, так это принципиальной невозможности такого знания, ибо все, что познается, всегда есть ограниченная, оконченная часть, которая объемлется никогда не позна-ваемым Целым. Всякое действие всегда влекло за собой, помимо намеченных, и такие по-следствия, о которых никто не думал и которых никто бы не пожелал. Оно всегда остается дей¬ствием внутри объемлющего его Целого — не¬прерывно идущего исторического процесса; на¬правлять ход Целого, или влиять на него ко¬нечному действию не дано никогда. Стремясь к достижению конечных целей в пределах ко¬нечных, и потому замкнутых целостностей, я могу располагать определенным и достоверным знанием, которое позволит мне с помощью из¬вестных устройств, приложив известные усилия и проделав определенные операции, достичь, че¬го я хочу. Что же касается Целого, то если мне вообще удастся составить о нем хоть какое-то представление, я буду опираться на иллюзорное знание и с помощью извращенных научных ме¬тодов производить над неопределенными со¬держаниями некие мне самому смутно по¬нятные операции, не имеющие никакого от¬ношения к действительности, так что результа¬ты моей деятельности будут противоположны, или во всяком случае, весьма далеки от задуман¬ных.
Правильного мирового устройства, по край¬ней мере, хоть сколько-нибудь устойчивого и за¬вершенного, тоже не бывает: все "правильное" есть по отношению к Целому лишь путь, и от¬крывается он только тому, кто уже идет по нему, причем открывается как нечто такое, что никак не могло быть названо "правильным" вначале.
Стремление сделать Целое содержанием во¬ли превращает Объемлющее в конечное и делает целью то, что именно сделавшись целью пере¬стает существовать и теряет свой смысл.
Какой удивительный контраст между серьез¬ностью вопроса, когда он действительно направ¬лен на историческое Целое и будущее во всей его полноте, и несерьезностью "тотального", универ¬сального знания, рассыпающегося в прах перед лицом любой критической науки; смехотворной несерьезностью планирования и управления, влияние которых на ход вещей определяют со¬всем иные силы, а отнюдь не сам "планирую¬щий".
Всякий раз, как я напрягаюсь познать Целое и обосновываю свои действия ходом мировой истории, я ухожу в сторону от того, что дейст¬вительно можно было бы сделать. Ослепленный заблуждением, я лишаю себя настоящего, будь то — в познании — ради прошлого, или — в де¬ятельности — ради будущего, но в обоих случаях я жертвую действительным ради мнимого, не прожитого и никогда не осуществленного. Чело¬век, желающий оставаться верным действитель¬ности, должен делать здесь и теперь то, что пра-вильно и истинно, а не выводить свое "Здесь и Теперь" из чего-то иного — из своей цели. Правда, вся человеческая жизнь — своего рода средство к осуществлению плана и цели. Но на¬сколько далеко простирается воздействие пла¬нирующей воли? Это зависит от ситуации и от знания: насколько критично и методично зна¬ние, насколько отвечает реальности наше пред¬ставление о ситуации, настолько истинно будет направление нашей воли с ее планами. Тогда и ситуация, и наше знание будут укорененными в Объемлющем, которое остается, или может ос¬таваться, вечно настоящим, ибо оно движет все насущное бытие и должно вести за собой всякое хотение, делание, все планы и поступки, если они субстанциальны по своему характеру. А это означает вот что: суть не в мировой истории, которую никому не дано постичь, суть в нынеш¬ней — "здесь и теперь" — историчности; для ме¬ня важно, чем я действительно становлюсь, кого встречаю, кого люблю, в какой конкретной за¬даче нахожу свое призвание, каким представляю себе человека и его сущность, что за человече¬ское сообщество меня окружает, какому пароду и отечеству принадлежу, и, наконец, как во всем этом я ощущаю само бытие и каким становится в действительности мое отношение к трансцен¬денции, к вечности, и как является мне Ни¬что.
Человек существующий, экзистирующий должен со знанием дела вступать в ход вещей, в котором он становится самим собой; конечно, он ничто перед лицом трансценденции, но са¬мостоятельное существо перед лицом мирового бытия, которое желает во что бы то ни стало уни¬зить его до простого средства; в том числе и пе¬ред лицом будущего, ибо будущее принимает определенный облик и дается лишь тому, что обладает реальной сущностью. Абсолютная ми¬ровая история и управление Целым — будь то в мыслях или в кажущейся целесообразной де¬ятельности — лишает человека его возможной сущности, заставляя его вступить на зыбкую по¬чву нереальности.
Правда, мыслящий человек не боится без¬дны и отважно бросается в нее, но ни в каком ином месте ему не найти ни дна, ни берега, ни опоры — ни в мире будущего, ни в иных далях; почву под ногами он обретает лишь в своем на¬стоящем, перед лицом трансценденции, если окажется в состоянии жить из глубинной своей сердцевины.
Конечно, и отвага необходима человеку: дали влекут его, и он должен бесстрашно ввериться безграничному пространству возможного; но тут он сам решает свою судьбу: потеряет ли он себя здесь перед лицом Ничто, которое принудит его сперва к отчаянию, а потом к фанатизму, или найдет себя перед лицом трансценденции, кото¬рая позволит ему устоять и сделаться свобод¬ным.
Всемирно-историческое мышление, которое, абсолютизируясь, превращается в тотальное знание, словно туман окутало собою нашу дей¬ствительность. Этим туманом покрыты обшир¬ные области современной мысли. Нужно хоро¬шенько встряхнуться, чтобы освободиться от гнетущего покрова. Однако представить-то себе такое освобождение нетрудно, трудно его осуще¬ствить.
Ницше, а вместе с ним и современный че¬ловек не живет больше связью с Единым, ко¬торое есть Бог, но существует как бы в состоя¬нии свободного падения, связанный лишь пу¬теводной нитью христианского единства чело¬веческой истории; он падает навстречу лишен¬ному трансценденции Единству, которое сос¬тавляют этот мир и история человечества, и лишь по мере своего падения обречен вместе с Ницше узнать, что это всемирная имманент¬ность вовсе не существует как нечто единое. Единство распадается, и случай становится по¬следней инстанцией, хаос — подлинной дейст¬вительностью, фанатизм — единственной опо¬рой, лишь бы схватиться хоть за что-нибудь; вселенское Целое предстает экспериментальной мастерской, и человек, обманывая самого себя, принимается планировать это Целое, но в глу¬бине души не может не сознавать обмана — и вот все выше, все мощнее подымается Ниги¬лизм.

Категория: Философия | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 3.144.123.24
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Чего вы хотите видеть на сайте больше
Всего ответов: 111



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 127






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект