Пересечение готической и индустриальной субкультур
К
слову об общности индустриальной и готической сцен, которая не всегда очевидна
со стороны. И правда - что общего может быть у EBM и готик-рока?
На
самом деле но Suicide Commando, ни Wumpscut, ни, даже, FLA на самом деле
никаким индастриелом не являются. Индастриел - это вообще не музыкальное
явление, по большому счету, порожденное постмодернистским кризисом в 70-х годах
и близкое по смыслу и идее к дадаистам, которые считали искусство лицемерием
современного общества и выступали за абсолютное раскрепощение личности в
творчестве и в повседневной жизни. На мой взгляд, именно от дадаистов и их
Кабаре Voltarie - серии сатирических капустников, индустриальные музыканты
заимствовали форму перформанса, ставшую основной в их музыкальной деятельности.
Порою, многие индустриальные группы вообще не создавали музыку, а представляли
собой что-то вроде театральных трупп.Характерной особенностью индастриела как
музыки явились следующие признаки:
1.
Организационная автономия. Создание неподконтрольных системе власти независимых
лейблов
2.
Работа с информацией/информационная война. Основная особенность постмодерна -
это т.н. софт-контроль массового сознания, сисема навязанных предпочтений,
совершающиеся через сми, искусство и музыку. Сегодня основной источник
информационной войны индустриальной культуры - интернет
3.
Использование электронной и анти-музыки. Индустриальные музыканты всегда
находились в свойственной искусству постмодерна новой формы, что вылилось в
использование иной эстетики, методики и принципов музыки, экспериментов со
звуком и его воздействием на человеческое сознание.
4.
Использование экстра-музыкальных элементов. Перфомансы, аудиовизуальные
средства всегда использовались индустриальными музыкантами для полной картины и
способов выражения своей музыки. Кроме шокировавших порою публику
представлений, импровизационных перформансов, индустриальные музыканты могли
использовать видеоряды
(например,
Laibach в концертах в Загребе использовал видеоряд, сочетавший порнослайды и
фотографии политиков)
5.
Шоковая тактика. Индустриальные музыканты использовали различные способы
выведения рецепиента-зрителя из равновесия. Например, музыканты Laibach,
основываясь на работах Фрейда и Юнга, они разработали метод излечения социума
от болезней путем повторного переживания тех драматических событий, в
результате которых эти болезни сформировались. Часто музыкантам удавалось
пробудить в зрителях агрессию, в результате которой приходилось прерывать
концерты. В числе прочего, к шоковой тактике можно отнести неприятные эмоции и
ощущения, получаемые при прослушивании музыки, использовании инфра и
ультра-частот, шумов итд.
Идеологически
разлчные индустриальные музыканты поддерживали различные социальные,
политические и религиозно-мистические идеологии и системы, тесно иногда
интегрируясь с контркультурными течениями - соцдарвинизм, нацизм,
традиционализм, империализм, кроулеанство, и даже христианский буддизм, являясь
в том отношении определенно ячейкой пост-модернистской (антипостмодернистской,
если хотите) мысли.
Собственно,
упомянутые выше постиндустриальные музыканты есть суть оболочка без содержания,
и соотносятся с индастриелом в вышеупомянутом плане ровно настолько, насколько
с ним соотносятся все прочие стили, взявшие на вооружение методику создания
музыки индустриальных музыкантов - например, рейвов и трансов города Гоа (ни
для кого не секрет, что наиболее близко стоящий к музыке индустриальщиков -
Cabaret Voltaire, например - стиль EBM оказал ключевое воздействие на Гоа-трансы
в Индии). Так что не пишите, пожалуйста, несуразностей, стоит четко отделять
индустриальную и постиндустриальную музыку. Тем более, что индустриальная
музыка (ну, или максимально к ней приближенная) не исчезла с роспуском в 1981
году Throbbing Gristle и возникновением Psychic TV, а продолжала и продолжает
существовать в таких стилях, как dark folk, dark ambient, martial
folk/industrial, power electronics, darkwave и так далее.
Естественно,
индустриальная культура не явилась лишь одним продуктом порождения кризиса
модерна. Мне нравится считать, что его рациональной стороной явилась
индустриальная музыка, его эмоциональной стороной - готическая. Ни для кого не
секрет, что ранние готические музыканты поддерживали хорошие отношения с
индустриальными, выступали на одной сцене, обменивались идеями и мыслями, и
даже имели свои индустриальные проекты. Собственно, это не удивляет, готические
и индустриальные музыканты находились в одном течении, на одной волне, в том
числе и эмоциональной, и индастриел и готика явились производными постмодерна в
общей, постпанковой, контркультурной области. Готика со своим
экспрессивно-истеричным выражением, фриковостью, внутренним мазохизмом,
нарочитым маргинализмом, противопоставлением собой основным нормам так
называемого "здорового" общества потребления, с театральностью,
искаженным эстетизмом явилась бы лучшей визуальной иллюстрацией индустриальных
социальных воззрений. Кстати, гот-культура возникает одновременно с
индустриальной - в середине 70-х, однако название "готика" за ней
закрепляется лишь в начале 80-х. Это изначально было наиболее депрессивное,
мрачное, интравертивное и нарочито деидеологизированное направление
панк-музыки/культуры, и базировалось на deathrock-e и новой волне британской
музыки. Со временем, в соответствии с законами постмодерна, произошла диффузия
андеграундной и массовой поп-культур, в итоге чего готика как явление получила
сегодняшнее лицо - то есть формулу музыка-имидж-тусовка, рефлексивно
прикрываемую уж ничего не означающими и не имеющими под собой манефестациями
"готического мировоззрения" и "мироощущения".
Интегрированное
существование готики и индастриела продолжилось на более вульгарном уровне -
вместе с готическим трендом 80-х и постиндустриальными заигрываниями с
танцевальной музыкой, что приобрело в германии в 90-е годы название schwarze,
или темная сцена, основным потребителем которой во всем мире является сегодня
готическая тусовка.