<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8"><meta name="ProgId" content="Word.Document"><meta name="Generator" content="Microsoft Word 11"><meta name="Originator" content="Microsoft Word 11"><link rel="File-List" href="file:///D:%5CDOCUME%7E1%5C9335%7E1%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml"><!--[if gte mso 9]><xml> <w:WordDocument> <w:View>Normal</w:View> <w:Zoom>0</w:Zoom> <w:PunctuationKerning/> <w:ValidateAgainstSchemas/> <w:SaveIfXMLInvalid>false</w:SaveIfXMLInvalid> <w:IgnoreMixedContent>false</w:IgnoreMixedContent> <w:AlwaysShowPlaceholderText>false</w:AlwaysShowPlaceholderText> <w:Compatibility> <w:BreakWrappedTables/> <w:SnapToGridInCell/> <w:WrapTextWithPunct/> <w:UseAsianBreakRules/> <w:DontGrowAutofit/> </w:Compatibility> <w:BrowserLevel>MicrosoftInternetExplorer4</w:BrowserLevel> </w:WordDocument> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 9]><xml> <w:LatentStyles DefLockedState="false" LatentStyleCount="156"> </w:LatentStyles> </xml><![endif]--><style> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Arial CYR"; panose-1:2 11 6 4 2 2 2 2 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:536902279 -2147483648 8 0 511 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> </style><!--[if gte mso 10]> <style> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} </style> <![endif]--> <p class="MsoNormal" style="" align="center"><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Свет и Тьма - самые ходовые символы практически в любой философской системе. Традиционно было принято связывать Свет с добром, а Тьму со злом - зороастризм, в котором почитание света Солнца и огня связано с почитанием добра, христианство, в котором белые одежды символизируют чистоту, а белый свет - цвет Бога, сошедшего на Землю (так и вспоминается блоковское "В белом венчике из роз впереди Иисус Христос"), да и вообще с английского, например, "white" переводится не только как "белый", но и как "чистый", "незапятнанный", и наоборот - злые помыслы и дела в русском языке называются "черными", а по-английски "black" - зловещий, а не только "черный", а "dark" значит также и "невежественный", "некультурный". Конечно, можно сказать, что эта связь является культурным стереотипом (как уже указывал ряд авторов "Таверны", страх перед тьмой, возможно, имеет еще доисторические корни. К тому же в России до середины 18-го века цветом траура был не черный, как сейчас в большинстве стран, а белый, и традицию переломила только Екатерина II, которая приняла корону, будучи одетой в белое - белые одежды она носила в знак траура по мужу... но зато в сознании многих теперь белые одежды связались с коронацией, т.е. радостным событием. Вдобавок в Испании белый цвет ассоциируется со смертью и теперь, а в Индии аналогичная роль принадлежит красному цвету, что, вероятно, связано с пламенем погребальных костров).<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Более тонкая интерпретация связывает свет и тьму не с добром и злом, а с порядком и хаосом (но это, скорее всего, связано с тем, что если добро и зло противостоят друг другу, то порядок и хаос - дополняют, а акцент на дополнение кажется более гармоничным, хотя человеческая психика работает по закону восприятия противоположностей и видит мир противоречивым).<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Можно ли указать другие трактовки света и тьмы?<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Да. Прежде всего, черная материя, черное вещество поглощают весь падающий на них свет, а белая материя - отражает. Поэтому белый свет естественно символизирует открытость, альтруизм, а черный, соответственно - замкнутость и эгоизм. И поэтому боязнь света всегда неестественна, и именно яркого, дневного света боятся всякие уродливые существа - великаны, оборотни, орки... Некоторые, конечно, скажут: а как же страх перед Лориеном? Но можно вспомнить, что страх перед Лориеном активно насаждали именно силы зла, прежде всего Грима с его словами "Из Золотого Леса добра не жди" (при этом во всех его поступках очень много лжи). И не надо путать стражу на границах Лориена с нечистыми замыслами его жителей (которых на самом деле - согласно самому Толкиену - не было, а все попытки их описать, что у Скулачева, что у Еськова, выглядят очень надуманными) - вспомнить встречу отряда Хранителей с Галадриэлью, ее искренность и открытость Хранителям! Темное, черное всегда связано с непознанностью, а следовательно, таинственно, невидимо и страшно. Так и вспоминаются страшные темные Безымянные силы и мрачные подземелья, в которых они живут, на острове Атуан. Свет связан с чистотой замыслов и предсказуемостью. Светлое - это то, что хорошо видно и понятно. Именно поэтому Светлые силы никогда не используют нечестных приемов в борьбе. А Тьма (непонятность) связана со скрытностью, невидимостью, а именно скрытность - необходимое условие осуществления многочисленных нечистых замыслов (стоит отметить, что такая жесткая граница отвечает именно жанру рыцарского романа, в реальной истории, как известно, обман противника, превосходящего по силе, всегда считался благородным делом, но это только в том случае, когда применение обмана попросту уравнивает шансы сторон). Непонятность Тьмы, скрытые в ней неведомые опасности вызывают страх. Поэтому Тьма может быть естественно связана с архетипом Тени, а Тень - это именно область психики, которая скрывает все неосознанное, неуправляемое, неконтролируемое, непонятное (но не обязательно злое! так, например, в Тень часто вытесняется агрессивность, но она не всегда связана со злом. Более того, интеграция Тени приводит не к разрушению человеческой психики, а к высвобождению энергии, которая раньше тратилась на подавление соответствующих идей и образов).<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Еще одна часто встречающаяся трактовка: Тьма - это разрушение, а Свет - это созидание. В основе этой трактовки лежит та же известная ассоциация: Свет - это порядок, Тьма - это хаос (и тогда Свет и Тьма - взаимодополняющие начала, "В молчании слово, а свет лишь во тьме..." (У. Ле Гуин) - а абсолютный Свет и абсолютная Тьма оказываются безжизенными). А отсюда естественно получается: Свет - это восхождение, развитие, усложнение структуры и повышение уровня, а Тьма - разрушение и деградация. Из этого следует и такая интерпретация, которую использует ряд авторов, тяготеющих к Темным: Свет - это некая конструктивная, но однонаправленная тенденция, а Тьма - это стремление к естественности, к пересмотру сложившихся представлений, к некоему уравновешиванию этой однонаправленной тенденции, которая способна привести к известной скособоченности, и поэтому Тьма включает стремление к отрицанию этой упорядоченности. А если уравновешивание, отрицание, если отход от сложившейся системы, то, понятное дело, присутствует момент разрушения. И можно сказать, что утверждение всех новых идей обязательно на каком-то этапе включает ломку старых представлений. Примером может быть такая аналогия: представитель Света - это ученый, развивающий какую-то теорию, а представитель Тьмы - исследователь-экспериментатор, добывающий новые факты и каждый раз как бы ставящий эту теорию под сомнение, доказывая ее незавершенность\footnote{Авторы признательны Тайэрэ за данную аналогию}. Естественно, что мотив пересмотра, нарушения стабильности включает в себя некий деструктивный момент. Но, тем не менее, эволюция любой идеи или системы требует не только последовательного развития, но и определенного пересмотра.<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Но все эти дискуссии включали в себя только "информационную" сторону Света и Тьмы, не рассматривая этическую сторону. Что же касается этической стороны, то можно увидеть, что категории добра и зла фактически не связаны с "информационными" Светом и Тьмой. И потому, что зло не творит в темноте, оно всегда пытается использовать светлые идеи (действительно, одна из самых ходовых форм устремлений зла - намерение установить порядок, другое дело, что этот порядок на самом деле оказывается противоестественным, вроде ниенновской Не-Тьмы), и потому что зло отнюдь не всегда скрывает свои намерения (если Сталин маскировал их изощренными интригами и сложной риторикой, то Гитлер декларировал их на каждом шагу). А что могло бы быть критерием добра и зла? На наш взгляд, таким критерием могло бы быть преобладание соответственно счастья и несчастья у большинства людей, причем счастье и несчастье понимаются не одномоментно, а в перспективе (зло способно приводить к кратковременному счастью, которое очень быстро сменяется катастрофой - так, например, в той же Германии в первые годы после прихода нацистов к власти наблюдался значительный рост уровня жизни, а что было потом - известно всем). А страх есть состояние, несовместимое со счастьем.<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Можно заметить, что и остров Атуан у Ле Гуин воспринимается не только как царство Тьмы, но и как царство Зла - царство страха и жестокости.<o:p></o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";"><o:p> </o:p></span> <p class="MsoNormal" style=""><span style="font-size: 10pt; font-family: "Arial CYR";">Основная же причина, которая обьединяет в сознании большинства людей добро со Светом, а зло с Тьмой, на наш взгляд, состоит в том, что как зло, так и Тьма традиционно связаны со страхом, в то время как ни добро, ни Свет страха не вызывают. Именно с этой точки зрения понятие добра можно связать с понятием Света и соответственно - зло с Тьмой.<o:p></o:p></span>
|