Валькирии
В древних германских языках «валькирия» означает «подбирающая убитых». В скандинавской мифологии это могучие воинственные девы, исполняющие волю бога Одина. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска
их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Валькирии летают над полем боя в облике прелестных дев-лебедей или
всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые
гривы орошали землю плодородным инеем и росой. Они решают, кто из воинов одержит победу в
битве, а кто должен погибнуть. Они же подбирают души павших храбрых
воинов и переносят их в Асгард — небесную крепость скандинавских богов.
Там, в волшебном замке Валхалле, где кровля из чистого золота и свет
дают не лампы, а обнаженные мечи, от зари и до заката воины участвуют в
поединках и турнирах, готовясь помочь богам защитить небесный город от
великанов. Затем они прекращают сражение и вместе с богами усаживаются
за пиршественные столы. Валькирии прислуживают им, подносят мясо
бессмертного вепря и никогда не пустеющие рога с хмельным медом. А на
следующий день все повторяется вновь. Одну из валькирий разгневанный
Один усыпил в наказание за то, что вопреки его приказанию она дала
победу в бою не тому противнику. Она потом вышла замуж и больше не
принимала участия в битвах. В сказаниях упоминаются и небесные валькирии, которые определяют судьбу каждого человека и входят в категорию низших божеств. Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий
произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных
князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и
могли превращаться в лебедей. Современному человеку валькирии стали
известны благодаря великому памятнику древней литературы, оставшемуся в
истории под именем "Старшая Эдда". Здесь девы-воительницы имели имена,
соответствующие их сущности - Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива,
Сигрун, Свава, Скульд и другие. Многие из них, наиболее древние, не
поддаются переводу. Среди поздних наиболее известны Хлекк ("шум
битвы"), Труд ("сила"), Крист ("потрясающая"), Мист ("туманная"), Хильд
("битва"). Образы исландских мифических дев-воительниц послужили
основой для создания популярного германского эпоса "Песнь о
Нибелунгах". В одной из частей поэмы рассказывается о наказании,
которое получила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить
непослушание богу Одину.
Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному
Хьяльму-Гуннару, валькирия лишилась права принимать участие в битвах.
По приказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого
бывшая дева-воительница стала обычной земной женщиной. Другая
валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей
сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами,
прядущими у колодца нить жизни. Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.
Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями
более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и
часто влюблялись в смертных героев.
Тенденция к лишению валькирий
священных чар четко прослеживалась в сказаниях начала II тысячелетия, в
которых авторы часто наделяли воинственных помощниц Одина внешностью и
судьбой реальных жительниц Скандинавии того времени. Суровый образ
валькирий использован немецким композитором Р. Вагнером, создавшим
знаменитую оперу "Валькирия".
|