Церковь не отрицает того, что с особого дозволения Бога души
покойных могут являть живым и даже иногда сообщать сведения,
неизвестные последним. Однако, понимаемая как искусство или
наука возвращать мертвых к жизни, некромантия, по мнению теологов,
является наущением бесовским. Католическая энциклопедия
"Некромантия" в буквальном переводе означает "гадание по мертвому";
одна из главных целей этой формы магии-предсказание будущего. Мертвецы,
более не связанные ограничениями смертного, физического плана бытия,
способны прозревать будущее. В свою очередь, маг может вынудить
мертвецов поделиться с ним знанием будущего. Кроме того, души покойных,
блуждающие в сфере теней, которая окружает физический план, способны
указывать местонахождение кладов, осведомлены о природе различных духов
и демонов и могут сообщить магу, как вступить в контакт с последними. Противники
спиритизма иногда описывают его как современную форму некромантии;
однако спириты преследуют иные цели, чем некроманты, а методы их
абсолютно невинны в сравнении с методами некромантии - одной из самых
отвратительных и опасных разновидностей магии. Особенно опасной она
считается из-за того, что входящие в нее магические ритуалы привлекают
потоки негативной энергии и притягивают разнообразные злые силы,
которые могут надолго "приклеиться" к магу. За девять дней до церемонии
некромант и его помощники начинают, готовиться к ней, создавая вокруг
себя "ауру смерти". Они одеваются в погребальные одежды, снятые с
трупов, и не должны снимать их до конца операции. Облачившись в эти
одеяния, они читают заупокойные молитвы по самим себе. В течение всего
периода подготовки маги не должны приближаться к женщинам и даже просто
смотреть на них. Они едят собачье мясо и черный хлеб, выпеченный без
соли и дрожжей, и пьют неперебродивший виноградный сок. Собака
- это животное Гекаты, богини призраков, смерти и бесплодия, ужасной и
неумолимой обитательницы пустоты; призывающий Гекату должен
отворачиваться, ибо тот, кто ее увидел, теряет рассудок. Воздержание от
соли - символ посмертного разложения, так как соль является
консервантом. Хлеб, выпеченный без дрожжей, и неперебродивший
виноградный сок символизируют материю, лишенную духа, - прах земной, не
одухотворенный искрой жизни. Кроме того, этот хлеб и виноградный сок
служат некромантическими аналогами хлеба и вина причастия: вкушая их,
некромант причащается к пустоте и отчаянию. В результате подобных
приготовлений маг вступает в область смерти и уподобляется трупу. В
этом состоянии ему легче будет установить контакт с настоящим трупом,
который он вознамерился потревожить. По истечении девяти дней некромант
со своими помощниками отправляется на могилу. Явиться туда следует либо
между полночью и часом ночи (первый час нового дня - вполне подходящее
время для того, чтобы вернуть покойника к жизни), либо сразу же после
захода солнца, т. с. в первый час нового дня по старинной традиции.
Могила очерчивается магическим кругом. Ассистенты должны принести с
собой факелы; они зажигают благовоние, состоящее из смеси белены,
болиголова, древесины алоэ, шафрана, опия и мандрагоры. Затем
следует вскрыть могилу и гроб. Некромант трижды касается трупа
магическим жезлом, повелевая мертвому восстать. Один из вариантов этого
заклинания звучит так: "Во имя Святого Воскресения и во имя мук
осужденных и проклятых повелеваю и приказываю тебе, дух покойного N.,
исполнить мои пожелания и повиноваться сим священным обрядам под
страхом вечной муки. Беральд, Бероальд, Бальбин, Габ, Габор, Агаба,
восстань, восстань, повелеваю и приказываю тебе". Известен и
другой, более долгий ритуал, применяющийся для воскрешения самоубийцы.
В этом случае маг заклинает душу покойного тайнами бездны, пламенем
Банала, силой востока, молчанием ночи и обрядами Гекаты, после чего
повелевает мертвецу восстать и сообщить, почему он лишил себя жизни,
где его душа находится сейчас и где окажется впоследствии. Маг девять
раз прикасается к трупу жезлом и произносит: "Заклинаю тебя,
дух покойного N., отвечать на мои вопросы так, как если бы питал ты
надежду на покой благословенный и на избавление от всех твоих скорбей.
Кровью Иисуса, пролитою за тебя, заклинаю и повелеваю тебе ответить на
мой вопрос". Затем тело извлекают из гроба и укладывают головой к
востоку, в позе распятого Христа, дабы покойный воскрес по примеру Сына
Божьего. В правую руку его вкладывают плошку с вином, мастикой и
сладким маслом, после чего эту смесь зажигают. Некромант приказывает
душе вернуться в покинутое ею тело и ответить на все вопросы, заклиная
ее "силою Святого Воскресения и положением тела Спасителя мира" и
угрожая "болью мучений и скитаний в продолжение трижды семи лет, кою в
моей власти навлечь на тебя священными обрядами магии". Как только маг трижды повторит это заклинание, душа возвращается в тело. Труп
медленно поднимается и встает на ноги. На вопросы мага он отвечает
слабым, глухим голосом. Затем некромант должен в награду даровать ему
покой. Он уничтожает тело, сжигая его или закапывая в известь, чтобы
никто больше не потревожил душу покойного чародейством. Описанный
в "Фарсалиях" Лукана во времена Нерона ритуал некромантии отлично
согласуется с современной теорией магии. Сикст Помпеи, сын Помпея
Великого, желая узнать, что уготовала ему судьба, решает обратиться к
душе покойного, дабы наверняка получить четкий и точный ответ. "С тех
оракулов и пророков, что служат Олимпийцам, довольно будет и загадок в
ответ на их вопросы, но тот, кто осмелился совещаться с мертвым,
достоин услышать истину". Обряд совершает ведьма Эрихто, которая "на
короткой ноге с адскими силами, ибо часто сидела в могилах" (т. е., по
сути дела, уподоблялась трупу). Вдобавок Эрихто окружают предметы,
тесно связанные со смертью, - куски мяса и кости, украденные с
погребальных костров, на которых сжигали безвременно умерших детей;
погребальные одежды и лоскуты человеческой кожи; ногти, языки и глаза
трупов. Для обряда Эрихто потребовала доставить ей свежий труп с
еще не разложившимися легкими, дабы тот говорил громко и отчетливо.
Старые трупы "только пищат невнятно". Согласно оккультной теории, часть
жизненной силы сохраняется в теле и после смерти, но со временем эта
энергия рассеивается. Итак, по распоряжению ведьмы, свежий труп был
найден и доставлен в тенистое место среди тисов. Эрихто взрезала грудь
трупа и влила в жилы покойного смесь, состоявшую из теплой
менструальной крови, слюны бешеной собаки, кишек рыси, горба гиены,
вскормленной трупным мясом, сброшенной змеиной кожи и листьев каких-то
растений, на которые ведьма предварительно поплевала. Все эти
ингредиенты должны "были вдохнуть в труп некое извращенное подобие
жизни. Затем Эрихто пропела заклинание на варварском языке, в котором,
казалось, слились воедино собачий лай и завывание волков, крик совы,
рев диких зверей и шипение змеи, грохот волн, разбивающихся о скалы,
шелест лесных деревьев и рокот грома. Ведьма воззвала к Стиксу и полям
Элизия, к "благим" Эвменидам, терзающим осужденные души (имя этих
зловещих богинь было эвфемизмом, предназначенным для усмирения их
ярости), к Прозерпине и Гекате, к Гермесу Трижды-величайшему -
проводнику душ мертвых в загробное царство, к трем Паркам, к адскому
лодочнику Харону, к первозданному Хаосу и к "истинному Владыке Земли,
который терпит бесконечную муку там, внизу, ибо боги уже давно при
смерти". Когда с заклинанием было покончено, дух появился, но
поначалу он заупрямился и отказался войти в труп. Эрихто пригрозила ему
всеми силами ада. Тогда кровь покойного начала понемногу теплеть и
побежала по жилам, грудная клетка стала медленно подниматься и
опускаться, мускулы напряглись, и наконец труп вскочил на ноги и встал
перед ведьмой, бледный и словно одеревеневший. Он ответил на вопросы
Помпея и в награду, как и положено, был сожжен дотла. В романе
Алистера Кроули "Лунное дитя" ритуал некромантии начинается на закате.
Маги разуваются, чтобы "соединиться с землей босыми ногами, черпая силы
из древней вулканической почвы". Почву они покрывают слоем скользкого
ила, а поверх ила насыпают серу. Затем на сере они чертят рогатиной
(символ дьявола) магический круг и засыпают обе борозды угольной пылью. Труп
помещают в центр круга головой к северу ("теневой" стороне). Один
ассистент держит зажженную свечу из черного воска, другой - козла на
привязи и серп. Главный маг зажигает девять маленьких свечей и
расставляет их по периметру круга. (Частое употребление числа 9 в
некромантии может быть связано с древним представлением о девяти
небесных сферах, через которые душа проходит после смерти.) Затем он
протыкает железными гвоздями четырех черных кошек, чтобы их мучения
отгоняли "нежелательных духов", и размещает их по четырем сторонам
света. Маги намеревались "вызвать демона, заставить его вселиться
в козла и, когда демон овладеет им, заколоть животное над трупом...
чтобы демоническая сила передалась последнему", тем самым вернув
покойника к жизни. В ходе ритуала маги нараспев читают заклинания,
козел блеет, кошки визжат, и воцаряется настоящая какофония:
"Некромантам чудилось, что сам воздух, сделавшийся вдруг плотным и
вязким, порождал бесчисленных ползучих тварей и безобразных чудовищ,
мертворожденных отпрысков угасших ветвей Творения и уродливые лики
ошибок Природы, отвергнутых когда-то ею самой". В кульминационный
момент козел начинает рваться с привязи; маги понимают, что демон уже
овладел животным, и один из ассистентов вонзает серп ему в сердце.
Кровь брызжет во все стороны - на тело покойного, на лица некромантов;
запах ее сливается с запахами пота и разлагающегося трупа. Главный
некромант приступает к заключительному ритуалу. Он отсекает голову
козлу и помещает ее в специально сделанный разрез на животе трупа;
другие части тела животного он кладет в рот покойному. Тем самым
покойный отождествляется с козлом. Внезапно один из ассистентов
бросается на труп и принимается рвать его зубами и слизывать кровь. Это
- самый слабый член группы; и дух покойного, одержимый демоном,
предпочитает говорить его устами. Оторвавшись от трупа, ассистент
садится; на лице его написано полное блаженство; он отвечает на все
вопросы быстро и убедительно".
|