Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Литература » Философия

Карл Ясперс - Ницше и христианство
Мышление Ницше фактически определяется христианскими импульсами, хотя содержание их утрачено

Однако ницшевское понимание мировой ис¬тории, современной эпохи и истории христиан¬ства мы изложили, пожалуй, чересчур кратко. Конечно, принципиальная позиция Ницше яс¬на, но ведь порой дело именно в подробностях, а их-то мы и обошли, не говоря уже о неопре¬деленностях, сомнениях и противоречиях. Что же делать? Вдаваться во все подробности нам все равно не позволит объем этой книжки. На каких же нам остановиться?
Легко и приятно указывать на ошибки; не¬трудно также перечислить важнейшие факты, которые Ницше просто упустил из виду. А те его мысли, которые можно было бы оценить поло¬жительно, часто оказываются само собой разу¬меющимися и едва ли не общими местами. И все же попытаемся выделить несколько момен¬тов, заслуживающих положительной оценки.
Штудируя Ницше, мы научаемся видеть ре¬альные факты, улавливать психологические и социологические причинные связи; так, Ницше позволяет нам разглядеть отдельные нити запутаннейшего клубка следствий рессантимента, способного извратить все оценки и ценности.
Ницше снова адресует христианству старый, в значительной мере оправданный упрек, раз¬дававшийся с разных сторон, в том числе с XIII века с Дальнего Востока: христиане не исполняют того, чему учат, не делают сами того, что за¬поведано их священными книгами. Ницше фор¬мулирует это так: "Буддист поступает иначе, чем не-буддист; христианин поступает как все; хри¬стианство у него — для церемоний и создания особого настроения" (XV, 282).
Ницше настаивает на сознательности, ясно¬сти выбора перед лицом христианских требова¬ний, и прежде всего требований Нагорной про¬поведи: желаю лично я следовать им, или нет? Уклончивые отговорки он решительно отверга¬ет. Но в то же время он заставляет нас вдуматься в смысл великих, неразрешимых антиномий христианской действительности, присущих ей изначально и проявляющихся в вопросах: как соотносится вера и знание? как относится хри¬стианство к культуре? где подлинный и чистый источник христианства: в прораставшем сквозь столетия церковном предании, в котором рас¬крылось лишь то, что было заложено в семени, или только в священных книгах, или где-то раньше, до этих уже искаженных и замутненных документов?
Христианство есть феномен исторический, а следовательно, незавершенный во времени и многозначный в своих проявлениях. Ницше пы¬тался провести внутренние разграничения: здесь — сам Иисус; там — иные, всеизвращающие истоки, наследие поздней античности и иудаиз¬ма; вот, наконец, светские трансформации хри¬стианских ценностей: социализм, либерализм и демократия. Все эти разграничения, поскольку они касаются поддающихся объективации фак¬тов, имеют, в лучшем случае, ценность гипотез, которые подлежат проверке. Однако нередко рисуемые Ницше впечатляющие картины вовсе не поддаются проверке, ибо касаются не самих фактов, а лишь их толкования и оценки. У этих исторических картин совсем иной — не позна¬вательный — смысл и иная ценность. Они вы-ражают суть того, кто их увидел, его понимание самого себя, своей воли и своих ценностей, об¬наруживающееся при контакте с историей.
Однако все эти моменты озарения истиной и все эти критические вопросы интересуют нас не в первую очередь. Все это есть у Ницше, но не только у него. Сейчас нам важнее другое: ка¬ково значение описанного нами взгляда на все¬мирную историю для философии Ницше в це¬лом? Мы утверждаем: эти взгляды лишь пере¬дний план, поверхность; мышление Ницше го¬раздо глубже. Правда, на первый взгляд кажется, что именно эта концепция составляет абсолют¬ное содержание поздних, в особенности послед-них работ Ницше и выступает как окончатель¬ный, бесспорный результат его мысли и позна-ния; однако понимать его так упрощенно, как мы делали это до сих пор в нашем изложении, было бы несправедливо. Понять мыслителя — значит понять глубочайшие его мотивы. А та-ковые не открываются с первого взгляда; только упрощенно однозначную схему, какую мы пред¬лагали до сих пор, можно понять без всякого труда.
Посмотрим, не удастся ли нам теперь хоть немного продвинуться вглубь, следуя за путе¬водной нитью тех же ницшевских высказыва¬ний. Конечно, на этом пути нам едва ли удастся достичь ясности и непротиворечивости изложе¬ния, но зато мы сможем, во-первых, ощутить всю глубину открывшегося Ницше вопроса, а не просто увидеть в нем антихристианство; во-вто¬рых, если нам повезет, мы сможем увидеть соб¬ственно философское движение ницшевской мысли по направлению к истине — по ту сторону рационалистических альтернатив и произ¬вольных диалектических игр.
Первый шаг к такому пониманию мы сде¬лаем, вернувшись в нашему исходному вопросу: насколько обусловлен Ницше в своем мышле¬нии именно христианскими импульсами? И тут мы обнаружим, что сама по себе возможность увидеть мировую историю как нечто целое обя¬зана своим возникновением христианству. Но еще очевиднее христианское происхождение стремления к безусловной правдивости, из ко¬торого и проистекают главные нападки на хри¬стианство. Именно моральная безусловность та¬кой правдивости побуждает искать универсаль¬ного знания о мире, человеке, а также о самом христианстве и его истории.
Однако как только мы попытаемся рассмот¬реть, в чем же суть ницшевского христианства — а в том, что его концепция мировой истории, его представление о человеке и его стремление к безусловной правде, поддерживающие первые два, христианского происхождения, сомнений нет, — мы убедимся, что в его мышлении не ос¬талось ни следа от христианского содержания этих христианских формальных структур. Утра¬та содержания сказывается уже в том, каким об¬разом усвоил Ницше эти христианские импуль¬сы. А ближайшее следствие такой утраты — по¬ворот к нигилизму. Для самого Ницше источ¬ником нигилизма стала именно его форма хри¬стианства.
Однако и эти размышления — всего лишь предварительный шаг в сторону понимания Ницше; и лишь после того, как здесь нам все будет ясно, мы отважимся прыгнуть в неизве¬данную глубину подлинного Ницше.

Категория: Философия | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 18.117.152.251
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Чего вы хотите видеть на сайте больше
Всего ответов: 111



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 123






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект