Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Литература » Философия

Карл Ясперс - Ницше и христианство
2. Происхождение христианства и его изменение
Из текстов Ницше можно составить связную историческую картину возникновения, извращения и дальнейшего развития христианства2 . Из этой истории христианства целиком изыма¬ется сам Иисус. Он у Ницше стоит особняком. Реальность Иисуса не имеет к истории христи¬анства решительно никакого отношения.

а) Кто такой Иисус?
Ницше отвечает: некий человеческий тип, которому нужно дать психологическую характе¬ристику.
Иисус несет в мир новую жизненную прак¬тику, а не новое знание, перемену жизни, а не новую веру (VIII, 259). Им руководит "глубин¬ный инстинкт", указывающий, "как должно жить, чтобы ощущать себя "на небесах", чтобы ощущать себя "вечным" (VIII, 259). То "блажен¬ство", которым жил Иисус, которого он достиг своей жизненной практикой, есть "психологиче¬ская реальность спасения" (VIII, 259).
Это блаженство заключается в том, чтобы "чувствовать себя дома в том мире, который не властна потревожить никакая реальность — в мире внутреннем" (VIII, 253). Иисус говорит только о нем: "жизнь" или "истина" или "свет" — этими словами он обозначает глубину внутрен¬него мира; все остальное — вся реальность, вся природа, сам язык — ценны для него лишь как символы, знаки в сравнении, в притче" (VIII, 257). В предельно краткой форме это звучит у Ницше так: "Блаженство — единственная реальность; все остальное — знаки, чтобы говорить о ней" (VIII, 258). Все, существующее предметно, — мир, вещи — не более как "материал для прит¬чи". Да, ни одно слово не понимается буквально, "но подобному антиреалисту это не только не мешает, а составляет главное условие, без кото¬рого он вообще не может говорить" (VIII, 257). Вот почему не может быть никакого учения Иисуса, не говоря уж о каком-то однозначном и твердом учении: "Эту веру в принципе нельзя сформулировать: она живет и сопротивляется любой формуле" (VIII, 256).
Но как проявляется в слове и деле принци¬пиальная установка на эту "истинную жизнь", эту "вечную жизнь", которая не "обещается" в пророчестве, а "существует здесь и теперь"?
Когда блаженный произносит слово, всякая однозначность обречена потонуть в символиче¬ских образах и притчах. "Благая весть состоит в том, что нет больше противоположностей" (VIII, 256), то есть кончаются и исчезают все разли¬чия. Иисус у Ницше говорит так, словно не су¬ществует более ничего, что мы мыслим, восп¬ринимаем и познаем как бытие, как сущее — в силу того, что оно различно, противопоставлено и тем самым определено.
А дело блаженного проявляется в том, что он проходит мимо мира, или сквозь мир, не позво¬ляя ему себя затронуть. Какие же следствия дол¬жны проистечь из подобной установки? Вот как выводит их Ницше.
Первая, с необходимостью следующая отсю¬да заповедь: никогда ничему не противиться! Ничему не говорить "нет", всему говорить "да". Именно такую установку Иисус называет любо¬вью. Его "жизнь в любви, без исключений, без дистанции" (VIII, 252) означает, что для него все равно близко. Он не делает "различия между чу жими и своими, между иудеями и не-иудеями" (VIII, 258). Это неизбирательная любовь ко вся¬кому ближнему, к тому, кто случайно оказался сейчас рядом. Такая любовь действительно "ни¬кого не презирает".
Но это непротивление любви не ограничи¬вается тем, что игнорирует всякие различия. Христианин нс борется — не борется даже тогда, когда его собственная жизнь под угрозой. "По¬добная вера не гневается, не осуждает, не защи¬щается, она не "приносит меча". Христианин "не противится тому, кто держит против него зло, ни словом, ни в сердце своем" (VIII, 258). Он не вступает в борьбу ни при каких обстоятель¬ствах, и потому "не показывается в судах и ни против кого не свидетельствует ("Не клянись!")" (VIII, 258).
Но если поколеблено в своих основах все различающее, деятельное отношение человека к миру, если то, что он привык звать действитель¬ностью, оказалось лишь зыбкой символикой, существующей для того, чтобы говорить с ее по¬мощью о подлинной действительности — о внутреннем блаженстве, тогда неизбежно и второе следствие, о котором Ницше говорит так: "Подобная символика par excellence стоит за пределами всякой религии, всех культовых по¬нятий, всякой истории, всех книг, всех ис¬кусств". "Знание" и "мудрость" Иисуса заключа¬ются как раз в полнейшем неведении того, что такие вещи вообще бывают" (VIII, 257). "С куль¬турой он не знаком даже понаслышке... и потому ему нет нужды даже отрицать ее... То же самое относится и к государству, к труду, к войне — он никогда с ними не сталкивался, и потому не имел причины отрицать "мир"... Ибо отрицать что бы то ни было для него решительно не¬возможно..." (VIII, 257). А поскольку нет больше никаких противоположностей, то нет и "понятий вины и возмездия. Грех и вообще всякое пред¬полагающее дистанцию отношение между Богом и человеком отменено начисто" (VIII, 258).
А после того, как вся мировая действитель¬ность растаяла, как мираж, становится — третье следствие — недействительной и смерть. "В Евангелии начисто отсутствует понятие естест¬венной смерти: смерть не мост, не переход — ее просто нет, ибо она принадлежит иному, нере¬альному, призрачному миру. Время, физическая жизнь с ее кризисами просто не существует для проповедников "благой вести"..." (VIII, 260).
Своей смертью Иисус подтвердил блаженст¬во своей жизненной практики: "Этот "благовест-ник" умер, как жил: не ради "искупления людей", но для того, чтобы показать, как нужно жить". Именно так "ведет он себя перед судьями... ведет себя на кресте. Он не сопротивляется, не отста¬ивает свои права... Он просит, страдает, он любит тех, кто причиняет ему зло, — он с ними и в них". И это принципиальная установка: "Не за-щищаться, не гневаться, не возлагать на кого-то ответственность... не противиться даже и злому — любить его..." (VIII, 261).
Характеризуя таким образом жизненную практику Иисуса, Ницше тем самым показыва¬ет одну из принципиальных возможностей че¬ловеческого бытия вообще. Он ставит вопросы так: что за люди, какого типа люди способны из¬брать себе такой путь? какого рода человеком должен был быть Иисус? Подобные вопросы Ницше называет вопросами о физиологических условиях. И вот как он отвечает.
"Крайняя восприимчивость к страданию и раздражению, словно кричащая всему на свете "Не тронь меня!", не выносящая малейшего прикосновения, ибо слишком глубоко его вос¬принимает", приводит к инстинктивной нена-висти к реальности. "Крайняя восприимчивость к страданию и раздражению ощущает всякое сопротивление как совершенно непереносимое неудовольствие; единственное блаженство (удо¬вольствие) заключается для нее в том, чтобы ничему больше не противиться", и потому она чисто инстинктивно исключает всякое отвра¬щение, всякую вражду: "единственной, пос¬ледней жизненной возможностью остается для нее любовь". Эту безграничную восприимчи¬вость к страданию и раздражению Ницше на¬зывает "физиологической реальностью" (VIII, 253).
В этом контексте вполне закономерна изве¬стная характеристика, которую Ницше дает Иисусу: "Подобная смесь возвышенного, боль¬ного и младенческого обладает хватающим за душу обаянием" (VIII, 255). Ему смешно, что Иисуса порой называют героем или гением. "Любой физиолог, строго говоря, употребил бы здесь совсем другое слово — слово "идиот"..." (VIII, 252). Слово "идиот" Ницше понимает при этом точно в том же смысле, в каком Достоев¬ский называл "идиотом" своего князя Мышкина3 .
Все, что усматривает Ницше в Иисусе, есть разновидность того, что сам он определяет как декаданс, с тем единственным исключением, что это декаданс не фальшивый, не насквозь изо¬лгавшийся; все же прочие черты декаданса как формы гибнущей жизни здесь налицо во всей своей выразительности. К ним принадлежит и "инстинкт, обрекающий их на действия, заведо¬мо наживающие им врагов в лице всех власть имущих — они сами создают себе своих пала¬чей; инстинкт воли к ничто" (XV, 185). Так по¬ступал Иисус — и умер на кресте.
Поистине удивительный портрет Иисуса ри¬сует нам Ницше. И при том столь наглядный, столь убедительный в своей завершенной цель¬ности. Возникает только один вопрос: соответ¬ствует ли он хоть сколько-нибудь исторической реальности? Ницше отвечает так.
Евангелия не дают нам определенной и од¬нозначной картины. Облик реального Иисуса приходится восстанавливать при помощи дога¬док и критического анализа. С точки зрения Ницше, в Евангелиях зияет "пропасть между странствующим по горам, лугам и озерам про¬поведником, чье обаяние напоминает Будду, хоть и является он на почве отнюдь не индий¬ской, и во всем противоположным ему агрессив¬ным фанатиком, смертельным врагом богосло¬вов и священников" (VIII, 255). Первый для Ницше — действительный Иисус, второй — ин¬терпретация, домысел, порожденный абсолютно чуждыми Иисусу инстинктами христианской пра-общины. Ницше решительно против того, чтобы смешивать черты "фанатика с типом Спа¬сителя". И вообще, он очень скептически отно¬сится к возможности выявить в Евангелиях ма¬ло-мальски достоверную историческую реаль¬ность. "Как можно, — пишет он, — вообще называть "источником" или "преданием" легенды о святых!" (VIII, 251)4 .
Однако реальные черты "психологического типа могли, — по мнению Ницше, — сохранить¬ся и в Евангелиях, вопреки самим Евангелиям, хоть и в изуродованном виде и вперемежку с чертами абсолютно чуждыми". Вопрос только в том, "возможно ли вообще еще представить этот тип на основе этого "предания" (VIII, 252)? На этот вопрос Ницше отвечает положительно и рисует свой портрет Иисуса.
Возникает и второй вопрос: существует ли в принципе психологическая возможность воз¬никновения такого типа? На этот счет у Ницше нет никаких сомнений: "Христианская практика — вовсе не фантазия, так же как и практика буддизма: это средство быть счастливым" (XV, 260). Но как психологическая возможность эта жизненная практика совершенно внеисторична, то есть она не возникла в какой-то специфиче¬ской исторической ситуации и потому "возмож¬на в любой момент", в любую эпоху, в том числе и сегодня. "Подобная жизнь еще и сегодня не только возможна, но для некоторых людей даже и необходима: подлинное, изначальное христи¬анство будет возможно во все времена" (VIII, 265). Вот почему этот тип снова и снова возрож¬дался на протяжении христианских тысячеле¬тий, например, во Франциске Ассизском (VIII, 252) (но отнюдь не в таких людях, как Паскаль, чьи силы были сломлены идеалами извращен¬ного христианства, — XV, 238 слл.). А поскольку эта жизненная практика возможна прежде всего в эпохи нарастающего декаданса, то для наших времен она подходит как нельзя больше. "Наш век в известном смысле созрел для этого (я имею в виду его упадок — декаданс) и напоми¬нает времена Будды... И потому снова возможно христианство без абсурдных догм" (XV, 318).
В заключение сформулируем еще раз — сло¬вами самого Ницше — в чем выражается эта христианская жизненная практика Иисуса: "Всякий, кто сказал бы сегодня: "Я не желаю быть солдатом", "Мне нет дела до суда", "Я не ста¬ну прибегать к помощи полиции", "Я не желаю делать ничего, что может потревожить мой внут¬ренний покой, и если мне придется из-за этого страдать, само страдание сохранит мне мой по¬кой лучше всего на свете", — тот христианин" (XV, 299). А с точки зрения социологической Ницше высказался об этом христианстве так: "Христианство возможно как самая частная из форм частной жизни; оно предполагает узкое, отъединенное от мира, абсолютно аполитичное сообщество — его место в монастыре" (XV, 298)5 .

б) Извращение Иисусова христианства
В каком соотношении находятся Иисус и христианство? Ницше заявляет: христианство с самого начала есть полное извращение того, что было истиной для Иисуса. "В сущности, христи¬анин был только один, и тот умер на кресте" (VIII, 265). Тут случай, историческое совпаде¬ние; совсем иные мотивы — жажда мести и све¬дения счетов — воспользовались именно Иису¬сом, перетолковали все слова его и дела, присо¬чинили и то, чего не было, совершенно чуждое и невозможное для него, и превратили его тем
христианский" у Ницше меняется. Если Иисус — христианин, то первоначальная община, и уж тем более вся позднейшая Церковь для Ницше — абсолютно антихристианское явление. Одна¬ко чаще всего под словом "христианство" он по¬нимает именно это христианство апостолов и Церкви. А сам Ницше будет, следовательно, ан¬тихристианином в третьем, отличном от первых двух, смысле: противником Иисуса (впрочем, с должным уважением к его правдивости) и в то же время противником апостолов и Церкви (со всем презрением к их неправдивости); посколь¬ку и тот, и другие для Ницше — симптомы жиз¬ненного упадка. Хоть он и изображает Иисуса во всем блеске его сияющей искренности, он без малейшего колебания отвергает его.
Иисус, по Ницше, — не родоначальник и не исток христианства, а всего лишь одно из средств, которое христианство использовало в своих целях наряду с другими; вот почему ис¬тина Иисуса радикально извращена в христиан¬стве с самого начала. История христианства не есть процесс постепенного отпадения от перво¬начальной правды, которая незаметно утрачива¬лась; христианство стоит на совершенно иных принципах и родилось из иных истоков. Чуже¬родного ему решительно во всем Иисуса оно ис¬казило при первом же соприкосновении, при первой же попытке присвоить его себе.
Мысль об отпадении сама по себе есть мысль христианская; до Ницше отпадение понимали как ослабление, разжижение, облегчение истин¬ного, первоначального христианства, данного в Новом Завете, или измену ему. На протяжении всех христианских столетий не прекращались попытки вернуться из этого состояния отпаде¬ния к подлинному Новому Завету через возрож¬дение, восстановление изначальной веры. Но для Ницше извращение христианства отнюдь не отпадение, проявляющееся лишь постепенно вследствие исторических изменений; оно со¬ставляет сущность христианства и присутствует в нем с самого начала. Сами Евангелия, весь корпус Нового Завета — уже извращение.
Смысл этого извращения Ницше усматри¬вает в следующем.
Иисус реализовал жизненную практику, а в Новом Завете речь идет не о жизни, а о вере. Но: "Если быть христианином сводится для Вас к тому, чтобы признавать некую истину, то Вы просто-напросто отрицаете христианство. Вот почему никаких христиан на самом деле не бы¬ло" (VIII, 266). Христос — как и Будда — отли¬чался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь ве¬рою.
Вера стала учением. То, что было символом сообщаемого блаженства, стало ощутимой ре¬альностью: "сплошные факты и личности вместо символов, сплошная история вместо вечных ре¬алий, сплошные формулы, обряды и догмы вме¬сто практики жизни" (XV, 260). "Священное ска¬зание заступило на место символического Те¬перь и Всегда, Здесь и Повсюду; чудо — на место психологического символа" (XV, 287). Из Иису¬совой истины, оспаривающей реальность всего личного и исторического, "фабрикуется" личное бессмертие, личный Спаситель, личный Бог (XV, 286). Но: "Ничего не может быть более чуж¬дого христианству, чем все эти грубые церков¬ные пошлости о Боге как личности, о грядущем "Царстве Божием", о потустороннем "Небесном Царствии", о "Сыне Божием" — втором Лице Троицы... Все это — всемирно-исторический ци¬низм, нагло издевающийся над символом..." (VIII, 260).
Прежде всего на место действительного Иисуса подставили выдуманный образ Иисуса: борца и фанатика, нападающего на священников и богословов; затем, в интерпретации Павла, по¬явился образ Спасителя, в котором важны были, собственно, лишь смерть и воскресение.
По мере того, как Ницше отмечает одно за другим все проявления "Великого Извращения", в нем растет изумление перед открывающейся ему картиной: "Человечество преклоняет колена перед прямой противоположностью того, что со¬ставляло источник, смысл и право Евангелия; в понятии "Церковь" оно освящает именно то, от чего стремился уйти блаженный "Благовестник" и что он считал наконец преодоленным — едва ли можно отыскать более поразительный при¬мер всемирно-исторической лжи..." (VIII, 262).

в) Истоки христианского извращения
С извращения христианство началось, из¬вращение составляет его фундамент, но само это извращение тоже должно иметь свои истоки. Истоки эти отнюдь не в миролюбивом отказе Иисуса от всякой борьбы; не в его жизненной практике, плодом которой было блаженство здесь и теперь в тихом непротивлении; не в его отрешенности от мира и от смерти. Корни хри¬стианства в совсем ином стереотипе человече¬ского мироотношения, который именно в той исторической констелляции смог обрести неви¬данное доселе могущество: это рессантимент не¬удачников и ничтожеств, злоба всех угнетенных и униженных, зависть всех серых и посредствен¬ных. Тут Ницше принадлежит честь психологи¬ческого открытия, а именно: рессантимент не¬мощи, проистекающий из воли к мощи, силе и власти, гнездящейся в самой немощи, бессилии и унижении, способен стать творческой силой, порождающей новые ценности, идеалы и поня¬тия. В пафосе моралиста Ницше видит скрытую подлость, стремящуюся взять реванш; в фана¬тизме справедливости — тайную жажду мще¬ния; в идеальных ценностях — подспудную борьбу против всего действительно высокого. Совокупность всех этих мотивов способна про¬извести на свет особую рафинированную духов¬ность, принимающую все новые возвышенно сублимированные формы. С помощью этой психологии Ницше и пытается постичь истоки и пути развития христианства. Христианство норовит использовать в своих интересах любую истину, с которой ему приходится столкнуться, в том числе и истину подлинного Иисуса; оно присваивает ее, перетолковав и извратив до не-узнаваемости, и заставляет работать на себя — хоронить заживо все, что есть на свете высокого, могучего, благородного, все здоровое, сильное, великодушное, цветущее и жизнеутверждающее.
Уже первоначальная апостольская община представляла собой, по Ницше, "мир, словно вы¬шедший со страниц русского романа, — прибе¬жище отбросов общества, нервных больных и инфантильных идиотов" (VIII, 254). А в позднеантичном мире эти люди повсюду встречали родственные души. Ибо в недрах здорового язы¬чества давно уже росло антиязычество — урод¬ливые и больные религиозные формы, против которых боролся еще Эпикур. И вот христиан¬ство "проглотило и усвоило" учения и обряды всех подземных культов Римской империи, бес¬смысленные порождения всех видов больного разума". Ибо "судьба христианства заключается в том, что вера его не могла не стать столь же больной, низменной и вульгарной, сколь болез¬ненны, низменны и вульгарны были потребности, которым оно должно было удовлетворять" (VIII, 262).
Языческий мир позволил этому антиязычеству, этому "дохристианскому христианству", расцвести на вершинах своей философии: Со¬крат и Платон для Ницше — первые провозве¬стники этого рокового явления. Значит, антич¬ность сама породила христианство, это ее родное дитя. Христианство не напало на нее извне, как нечто чуждое, и потому всякому честному врагу христианства должна внушать подозрения и са¬ма античность: "Мы слишком сильно страдаем от наших заблуждений и слишком зависим в них от античности, чтобы относиться к ней снисходительно, во всяком случае, сейчас, и, ве-роятно, еще очень долгое время. На античности лежит вина за чудовищнейшее из преступлений человечества — за то, что оказалось возможным то христианство, которое мы знаем. Вместе с христианством будет выброшена на свалку и ан¬тичность" (X, 403 слл.).
Христианство вобрало в себя все мистерии. все поиски спасения — жертвенность, аскетизм. теории двух миров и философию мироотрицания, — все проявления ущербной и угасающей жизни. Оно одержало победу над всеми своими конкурентами, вроде культа Митры, впитав в се¬бя их содержание и усилив их мотивы. И это удалось ему, полагает Ницше, исключительно благодаря его специфическим историческим корням, благодаря его происхождению непос¬редственно из иудаизма. По своим последним мотивам, равно как и по их концентрации и ин¬тенсивности, христианство есть чисто иудей¬ский феномен.
"Евреи — любопытнейший народ в мировой истории: только они, будучи поставлены перед вопросом "Быть или не быть?", с абсолютной и устрашающей сознательностью выбрали бытие любой ценой. А ценой этой стало радикальное извращение всякой природы, всякой естествен¬ности, всякой реальности..." (VIII, 243). Они из¬вратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — пре¬вращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность. Именно здесь "инстинкт рессантимента — злобной зависти — достиг степени гениальности и изобрел иной мир", из которого всякое жизнеутверждение выглядит злом.
Отрицание власти, могущества и успеха в мире, где торжествует жизнь, радость и счастье, вынуждало еврейский инстинкт отрицать вся¬кую вообще реальность, в том числе и истори¬ческую реальность их собственного прошлого. героического и воинственного. Еврейские свя¬щенники оболгали и извратили историю Изра¬иля точно так же, как Павел — историю Иисуса и его первых учеников. Источник того и другого — смертельная ненависть к реальности.
Ради самоутверждения в реальности еврей¬ский инстинкт использовал все подземные си¬лы, какие только могли послужить ему. Еврей¬ский народ, "народ, наделенный жизненной си¬лой неслыханной цепкости", "добровольно встал на сторону всех упаднических — декадентских — инстинктов, будучи поставлен в невыноси¬мые условия и руководствуясь глубочайшей мудростью самосохранения". При этом, правда, сами евреи "составляют полную противополож¬ность всякому упадничеству: им лишь при¬шлось изображать из себя декадентов, создавая подчас действительно убедительную иллюзию". "Для этого типа людей, которые домогаются власти среди евреев и христиан — людей свя¬щенного склада — декаданс есть лишь средство" (VIII, 244).
Христианство — но не Иисус — есть для Ницше не что иное, как доведенный до логиче¬ского предела иудаизм. Выступив "в виде хри¬стианства", иудейский инстинкт "разделался, на¬конец, и с последней формой реальности — с "избранным народом", с реальностью еврейства как такового" (VIII, 249).
Вновь и вновь возвращается Ницше к опи¬санию различных сторон того длительного, не прекращающегося в истории процесса извраще¬ния, который он называет денатурализацией, или обезъестествливанием ценностей, мошен¬ничеством с ценностями, на место которых под¬совываются насквозь пропитанные моралью фальшивки. В истории человечества одни лишь евреи приняли участие в этом процессе от на¬чала до конца, проследовав по всем его ответв¬лениям, реализовав последствия всех его ценно¬стных установок. "В результате они настолько запудрили мозги человечеству, до одури накор¬мив его своей ложью, что нынешний христиа¬нин считает себя вправе не принимать иудаизма и не любить евреев, не понимая, что сам он — всего лишь последний вывод из иудаизма" (VIII, 243). А всех тех, кто содействовал этому процес¬су еще до возникновения христианства: Плато¬на, стоиков и других, Ницше называет "заражен¬ными еврейским ханжеством" (XV, 289).
Сразу после смерти Иисуса нарождающееся христианство совершило свой первый подлог, оболгав самую действительность Иисуса. Расте¬рянные ученики после распятия недоуменно спрашивали: "Кто это был? Что это было?" И от¬вет явился, но подсказала его воля к борьбе, воп¬реки всей жизненной практике Иисуса. Иисус рассматривался отныне как мятежник, подняв¬шийся против господствующего порядка вопре¬ки безграничному непротивлению Иисуса на стоящего. Рессантимеит учеников не прощал никому ничего; "всё подавило и поглотило самое пеевашельское на свете чувство — жажда мести. Им нужно было сведение счетов — "суд"... А по¬том явился Павел и дал ответ на вопрос: "Как мог Бог допустить такое?" — "Бог отдал Своего Сына в жертву". Отныне учение о воскресении и суде, о личном бессмертии стало догмой — вещь, абсолютно чуждая Иисусу (VIII, 296 слл.).
г) дальнейшее развитие христианства
История христианства отмечена для Ницше уловлением все болынего числа душ с помощью извращения ценностей, взятого христианами на вооружение с самого начала. Однако это влечет за собой и неслыханные доселе душевные ос¬ложнения. В периоды подъемов люди достигают столь мощного духовного напряжения, что в конце концов лаже сильные и благородные не могут нс подчиниться идеалам христианства, но в душах их никогда не прекращается борьба про¬тив этих идеалов. Кончается это, как правило, разрядкой — приземлением воспарившего в за¬облачные христианские высоты духа. Так возни¬кают псевдоморфозы христианских идеалов. Среди всех этих псевдоморфоз Ницше признает некоторое достоинство лишь за иезуитством. Но ничего, кроме презрения, не заслуживают, с его точки зрения, такие псевдоморфозы христиан¬ских идеалов, как обмирщенная мораль, либе¬ральное и социалистическое мировоззрение — этакие помочи, с помощью которых христиан¬ство до сих пор направляет каждый шаг евро¬пейскою человечества, несмотря на все его яко¬бы неверие,
Мы не можем передать все размышления Ницше по поводу этого огромного отрезка хри стианской истории; приведем примеры лишь некоторых его соображений.
Вот Ницше характеризует технику пропове¬ди и распространения христианства. Главный принцип этой техники: "Неважно, истинно ли, важно, работает ли". "Недостаток интеллектуаль¬ной честности" позволяет воспользоваться лю¬бой ложью, лишь бы она усиливала "теплоту" в душе, лишь бы люди "веровали". Отсюда разви¬вается "целая методика, настоящая школа совра¬щения в веру: принципиальное презрение и уни¬жение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое са¬мовосхваление и превознесение учения при по¬стоянном напоминании, что оно дано нам са¬мим Богом... что в нем ничего нельзя критико¬вать, но должно все принимать на веру... и при¬нимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности... По¬стоянная спекуляция на рессантименте — игре на чувствах злобы и зависти, которые низшие всегда испытывают по отношению к высшим... Эта проповедь вербует всех сбившихся с пути и отверженных... кружит бедные, маленькие, глу¬пые головы, превращая их в фанатиков и застав¬ляя надуваться спесью из-за нелепейшей фан¬тазии — будто они суть смысл и соль земли... Это учение отлично поняло, как велика мощь па¬радокса; с его помощью оно поражало, возму-щало, раздражало и увлекало на борьбу, на пре¬следование и разгром врагов..." (XV, 268).
Самое неожиданное то, что христианские идеалы каким-то непостижимым путем порабо¬щают души даже благородных и сильных, и это¬го-то и добивается христианство. Вот в чем глав¬ная загадка христианской истории, которую Ницше пытается разгадать с помощью психологии, но удается ему .это плохо. Христианский идеал "созвучен трусости и тщеславию утомлен¬ных душ, но и сильнейшие из людей знают ми¬нуты усталости, и тут-то и совершается подме¬на: то, что кажется самым нужным и желанным в подобном состоянии — доверие, беззлобность, нетребовательность, терпение, любовь к себе по¬добным, возвышенность, предание себя па волю Божию, освобождение от собственного Я и са-моотвержение, — выдается за нечто нужнейшее и желаннейшее само по себе " (XV, 328). И Ниц¬ше заключает: "Что ненавидим мы в христиан¬стве? — То, что оно стремится сломить сильных, превратить их мужество в расслабленность, ис¬пользовать всякую дурную минуту, когда они подавлены и утомлены, чтобы заменить их гор¬дую уверенность беспокойством и бесплодными угрызениями; что оно умеет отравить их благо¬родные инстинкты и сделать больными здоро¬вые, обращает их волю к власти внутрь — против них самих, так что и самый сильный в конце концов тонет, захлестнутый волнами самоуни¬чижения и самоистязания: известнейший при¬мер такой чудовищной гибели — гибель Паска¬ля" (XV, 329).
Однако в подобной борьбе возникает колос¬сальное напряжение духа, которое Ницше счи¬тает побочным следствием христианства и при¬ветствует как возможность нового взлета чело¬вечества: без этого духовного напряжения чело¬вечество, преодолев христианство, никогда не узнало бы, какие у него есть шансы. Себя Ницше считает одним из тех, в ком порожденное хри¬стианством напряжение достигло наибольшей силы. Но удастся ли человечеству воспользо¬ваться открывающимися ему возможностями; сработает ли напряжение и сохранится ли оно — это великий исторический вопрос; ибо опасность здесь по меньшей мере так же велика, как и шанс на удачу. Ибо на пути вверх человеку препятствуют, может быть, еще более могуще¬ственные, чем само христианство, исторические феномены, суть которых в духовной разрядке, снятии всякого напряжения (VII, 5; XVI, 196, 394). Иногда кажется, что эти расслабляющие явления ненавистны Ницше еще больше, чем христианство как таковое. Тут уже полная ката¬строфа, хуже некуда. На первом плане среди этих явлений для Ницше, кроме иезуитства, дух современной демократии и всего, что с ней свя¬зано.
Либерализм, социализм, демократия, каки¬ми бы антихристианскими лозунгами они ни прикрывались, суть для Ницше порождения ут¬ратившего напряжение и расслабившегося хри¬стианства. Именно в них христианство продол¬жает сегодня жить; благодаря удобной лжи хри¬стианского происхождения в светском обличье оно сохраняет себя и свое влияние. Нынешние философия и мораль, "гуманизм" и в особенно¬сти идеалы равенства — не что иное, как заву¬алированные христианские идеалы. То, что вся¬кому ничтожеству, бессилию, слабости должно помогать, поскольку они слабы; что всякое би¬ологическое человеческое существо уже просто в силу своего существования как такового вправе притязать на то, что доступно лишь человеку из¬вестного ранга; что любой дурак и тупица может и должен учиться тому, что подобает лишь ода¬ренному умом от рождения, в ком рождаются живые идеи; то, что абсолютное первенство при¬знано за простым фактом бытия человеческого, а не за его содержанием, и энтузиазм, подлинное в человеке и волевое начало в нем лишились своего значения; что делают вид, будто все до¬ступно каждому, будто и не существует суровой данности; что нынче не желают принимать ре¬шения и брать на себя ответственность; что ду-ховное и идеальное используется на самом деле лишь как средство ради самосохранения и со¬хранения власти в фактически никогда не пре¬кращавшейся борьбе за существование, в кото¬рой надо победить во что бы то ни стало, "любой ценой",— так вот, для Ницше все это — плоды Великого Извращения, позднеантичного, иудей¬ского, христианского. Во всех исторических пе¬рипетиях эти идеалы сохраняют все ту же из¬вечную лживость, остаются все так же далеки от реальности. Когда же они, наконец, изнашива¬ются, ветшают и позволяют людям разглядеть себя через прорехи насквозь, тогда на свет яв¬ляется нигилизм, который ни во что больше не верует, не почитает истинным ничего — либо все без разбору, не имеет почвы под ногами и по сути своей Яйляется следствием именно христи¬анства, но христианства "Великого Извраще¬ния", а не христианства Иисуса.
Не перечесть всех явлений, в которых Ниц¬ше разоблачает псевдоморфозы христианства в современном мире. Наименее враждебно отзы¬вается он, пожалуй, об "эвтаназии христианства" в буржуазном мире.
По-настоящиему активные люди обходятся сегодня вовсе без христианства, а думающие люди среднего духовного уровня пользуются ис¬правленным христианством, которое Ницше изображает так: "Бог, который по любви своей устраивает все так, чтобы нам же в конце концов было лучше... чтобы все в целом всегда выходило хорошо и правильно, так что ни у кого не было бы оснований жаловаться на жизнь или тяго¬титься ею... одним словом, не Бог, а обоготво¬рение резиньяции и скромности — это лучшее, что еще осталось от христианства... Этакий мягкий морализм... Остались не столько "Бог, свобода и бессмертие", сколько благожелатель-ность и благопристойность, а также вера, что и во всем мироздании воцарятся однажды благо¬желательность и благопристойность" (IV, 88).

Категория: Философия | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 508 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 18.225.31.159
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Оцените мой сайт

Всего ответов: 133



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 123






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект