Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Литература » Философия

Карл Ясперс - Ницше и христианство
Введение
Все знают, с какой неслыханной резкостью отвергал Ницше христианство. Например: "Кто выкажет сегодня хоть малейшее колебание в своем отношении к христианству, тому я не про¬тяну и мизинца. Здесь возможна лишь одна по¬зиция: безусловное "Нет" (XVI, 408)1 .
Ницше не устает разоблачать христианство, переходя от негодования к презрению, от спо¬койного исследования к язвительному памфле¬ту. С удивительной изобретательностью он ме¬няет точки зрения, рассматривая христианские реалии со всех сторон и раздевая их донага. Он усвоил мотивы всех своих предшественников в этой борьбе и положил начало новой войне про¬тив христианства — войне небывало радикаль¬ной и до конца осознанной.
Зная об этой пламенной вражде, вниматель¬ный читатель Ницше не раз встанет в тупик пе¬ред некоторыми его высказываниями, на пер¬вый взгляд никак не совместимыми с антихри¬стианством. Ницше случается говорить о хри¬стианстве так: "Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось уз¬нать: я устремился вслед за ним чуть не с пе-
[3]

ленок и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем" ("Письмо к Гасту", 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: "Неизменное благоговение перед Биб¬лией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, — это, пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству..." (VII, 249). Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по ли¬нии обоих родителей, видит в совершенном хри¬стианине "благороднейший из человеческих ти¬пов", с какими ему приходилось сталкиваться: "Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях" (XIV, 358).
Словом, если мы решим перебрать все вы¬сказывания Ницше о христианских предметах по отдельности, будь то о "священнослужителе" или о "Церкви", мы натолкнемся на подобные трудносовместимые оценки; правда, отрица¬тельные оценки будут в таком подавляющем большинстве, что положительные просто трудно будет заметить.
Так, священников он называет "коварными карликами", "паразитическим типом человека", "миропомазанными клеветниками", "ядовитыми пауками на древе жизни", "самыми ловкими из сознательных лицемеров", — и вдруг неожидан¬ный панегирик "в честь благородных священни¬ческих натур": "Народ тысячу раз прав в своей неизменной любви к людям этого типа: к крот¬ким, простым и серьезным, целомудренным священникам, которые принадлежат к нему и выходят из него, но выходят как посвященные, избранные, обрекшие себя на жертву ради него; и перед ними он может безнаказанно излить свое сердце..." (V, 287-288). К известным свя¬щенническим типам он выказывает чуть ли не
[4]

робкое уважение; именно христианство, полага¬ет он, "отчеканило самые, пожалуй, тонкие лица в человеческом обществе: лица, несущие на себе печать высокой и наивысшей католической ду¬ховности... Человеческий облик достигает здесь той всепроникающей одухотворенности, какая возникает в результате постоянного прилива и отлива двух родов счастья (чувства своей власти и чувства самоотречения)... здесь царит то бла¬городное пренебрежение к хрупкости нашего те¬ла и нашего счастья, какое бывает у прирожден¬ных солдат... Властная красота и утонченность облика князей Церкви во все времена служила для народа подтверждением истинности Церк¬ви..." (IV, 59-60). Иезуитов Ницше, как известно, особенно склонен поносить, однако не без вос¬хищения пишет он о том, "какой подвиг само¬преодоления возлагает на себя буквально каж¬дый иезуит: ибо та облегченная жизненная практика, которую проповедуют иезуитские учебники, предназначается отнюдь не для них самих, а лишь для мирян" (II, 77).
Церковь для Ницше — смертельный враг всего благородного на земле. Она отстаивает рабские ценности, она стремится растоптать всякое величие в человеке, она — союз больных, она — злокозненная фалыпивомонетчица. Одна¬ко и тут он не может отказать ей в своем ува¬жении как к особого рода власти: "Всякая Цер¬ковь есть прежде всего институт власти, обеспе¬чивающий высшее положении духовно одарен¬ным людям; она настолько верует в могущество духовности, что отказывается от всех более гру¬бых средств насилия, и уже по одному этому Церковь при всех обстоятельствах более благо¬родное учреждение, нежели государство" (V, 308). Размышляя об истоках могущества като¬лической церкви, Ницше приходит к заключе-
[5]

ник), что она черпает свою силу в тех, до сих пор еще многочисленных, священнических на-турах", которые добровольно "делают свою жизнь исполненной трудностей, а тем самым и глубокого смысла" (II, 76). Потому и борьбу против Церкви он одобряет отнюдь не во всех случаях: "Борьба против Церкви означает поми¬мо всего прочего также и сопротивление натур более низких, самодовольных, наивных и повер¬хностных против господства более глубоких, бо¬лее тяжелых и осмотрительных, а потому и бо¬лее злых и подозрительных людей, мучимых не¬престанным сомнением относительно ценности бытия и собственной своей ценности..." (V, 286).
Примеров подобных противоречивых оце¬нок и толкований можно привести еще много; важно другое: чтобы понять Ницше в целом, не¬обходимо понять эти его противоречия, ибо они не случайны. В поисках разумного и верного ис¬толкования двойственного отношения Ницше к христианству попытаемся подойти к проблеме вот с какой стороны.
Свое происхождение из дома протестантских священников и, следовательно, "естественную" близость к христианам сам Ницше расценивал как факт первостепенной важности, как нечто незаменимое. Однако сама эта близость приоб¬ретает для него совершенно иной смысл с тех пор, как он осознает, что большинство христиан — христиане несовершенные. Расхождение меж¬ду притязанием, требованием и действительно¬стью испокон веков было движущей силой хри¬стианства. Правда, нередко притязание, требую-щее невозможного, и действительность, отказы¬вающаяся повиноваться требованию, могут спо¬койно сосуществовать, не соприкасаясь. Но там, где они, встретившись, не дают друг другу по¬коя, может вырасти нечто из ряда вон выходя-
[6]

щее. Ницше замечает, что "дерзкий внутренний скептицизм" вырос "в Германии именно среди детей протестантских пасторов". Почему? "Слишком много в Германии философов и уче¬ных, которым случалось в детстве, послушав проповедь, перевести глаза на самого проповед¬ника (!)—и в результате они больше не верят в Бога... Немецкая философия есть, в сущности, не что иное, как неверие в homines religiosi ("лю¬дей религии"), в святых второго ранга, во всех деревенских и городских пасторов, включая и университетских богословов..." (XIII, 314).
Здесь намечена характернейшая особенность страстной ненависти Ницше: его вражда к хри¬стианству как действительности неотделима от его связи с христианством как требованием. И эту фактическую связь сам он рассматривает не как прах, который следует отрясти со своих ног, а как нечто весьма позитивное. Он отлично со¬знает, что именно моральный импульс христи¬анства впервые вызвал к жизни не знающую границ волю к истине; "что даже мы, сегодня ищущие познания, мы — безбожники и анти¬метафизики — зажигаем наши факелы от того старого пожара, разожженного тысячелетнею ве¬рой" (VII, 275). Вот почему он призывает "не просто отделаться от всего христианского, но преодолеть его через сверххристианское" (XVI, 390). Значит, Ницше понимает себя так: его мысль выросла из христианства под воздейст¬вием христианских же импульсов. Его борьба против христианства отнюдь не означает стрем¬ления просто выбросить его на свалку, отменить или вернуться в дохристианские времена: на¬против, Ницше желает обогнать его, преодолеть, опираясь на те самые силы, которые принесло в мир христианство — и только оно.
[7]

Ницше твердо знает: "Мы больше не христи¬ане", но к этому он тотчас прибавляет: "Быть христианами сегодня не позволяет нам само на¬ше благочестие — оно стало и строже, и каприз¬нее" (XIII, 318). Когда он противопоставляет всякой морали свое "по ту сторону добра и зла", он хочет сделать из морали нечто большее, чем мораль: "Мы желаем сделаться наследниками морали, уничтожив ее" (XII, 85). В наших руках "высокий результат, достигнутый прежним че¬ловечеством — моральное чувство" (XI, 35). "Все, что мы делаем, — всего лишь моральность, толь¬ко обратившаяся против своей прежней формы" (XIII, 125).
Именно христианские импульсы, то есть до¬стигшая высочайших степеней моральная прав¬дивость, во все времена возбуждали христиан¬скую борьбу против действительного, реального христианства, как оно проявляет себя здесь — во власти Церкви и в фактическом бытии и пове¬дении людей, называющих себя христианами. Эта борьба внутри христианского мира не оста¬лась без последствий — Ницше видит себя как раз последним из таких последствий. Века хри¬стианской культуры вывели новую христиан¬скую породу людей и породили, по его мнению, небывалую доселе возможность, реализации ко¬торой он посвящает самого себя: "Борьба против тысячелетнего христианско-церковного гнета создала в Европе великолепнейшее духовное на¬пряжение, какого никогда еще не бывало на зем¬ле: отныне, держа в руках столь туго натянутый лук, можно поразить самые отдаленные цели... Мы, добрые европейцы, носители свободного, очень свободного духа — мы сохранили все том¬ление духа, все напряжение духовной тетивы! Не исключено, что найдется у нас и стрела — зада-
[8]
ча, а может быть, даже и цель — кто знает?.." (VII, 5).
Подытожим: основной опыт собственной жизни Ницше — противостояние христианству из христианских побуждений — становится для него моделью всемирноисторического процесса. Век, в который он жил, обозначал для него — на историческом фоне тысячелетий — некий по¬воротный пункт, таивший одновременно и ве-личайшую опасность и величайшую возмож¬ность для души человека, для истины его оценок и ценностей, для самой сути человеческого бы¬тия. И Ницше сознательно вступает в самый центр этого водоворота мировой истории.
Чтобы измерить душевную глубину, в кото¬рой совершилась эта революция, нам следовало бы поставить вопрос так: каким образом она происходила в самом Ницше? Нам было бы же¬лательно увидеть его первоначальное наивное христианство, а затем шаг за шагом проследить, как совершалось превращение. Нас интересова¬ли бы подробности освободительной борьбы Ницше на пути его развития — из христианина в противника христианства. Но на самом деле ничего подобного никогда не происходило: Ницше с самого начала — и это чрезвычайно важно для характеристики его мышления в це¬лом — воспринял христианские импульсы именно в том виде, в каком они продолжали жить в нем до самой его смерти; то есть безус¬ловность высшей морали и истины он изначаль¬но ощущал как нечто свое, родное, как несом¬ненную действительность, но христианское со¬держание этой морали и этой истины, христи¬анские данности и христианские авторитеты не существовали для него как нечто реальное даже в детстве. Так что впоследствии ему не от чего было освобождаться: не было юношеских иллю-
[9]
зий, которые пришлось бы разбивать, не было праха, который пришлось бы отрясать с ног сво¬их. Ход размышлений мальчика-Ницше мы мо¬жем восстановить с помощью нескольких при¬меров.
Христианство как содержательное вероуче¬ние и догма чуждо ему с самого начала; он при¬знает в нем лишь человеческую истину в сим¬волической форме: "Главные учения христиан¬ства выражают лишь основные истины челове¬ческого сердца" (1862). А эти основные истины для мальчика те же, какими они останутся и для взрослого философа Ницше, к примеру: "Обре¬сти блаженство через веру — это значит, что не знание, а только лишь сердце может сделать нас счастливыми. Бог стал человеком — это значит, что человеку должно искать блаженства в беско¬нечном, но созидать себе свое небо на земле". Уже в ранней юности он записывает мысли, предвосхищающие его позднейшую критику христианства. Вот — против мировой скорби, которую порождает христианское миросозерца¬ние: это не что иное, как примирение с собст¬венным бессилием, благовидный предлог, изви¬няющий собственную слабость и нерешитель¬ность, трусливый отказ от созидания собствен¬ной судьбы. Мальчик уже пишет о своем подо¬зрении: "Не идет ли человечество две тысячи лет по ложному пути в погоне за миражом?" Или вот: "Нам еще предстоят великие потрясения, когда масса начнет сознавать, что все христиан¬ство стоит на одних лишь допущениях; что бы¬тие Божие, бессмертие, авторитет Библии, инс¬пирация всегда были и останутся под вопросом. Я пробовал все это опровергать: о, до чего же легко разрушать, но вот строить!.." Поначалу мальчик высказывает лишь гипотезы — нере-шительно, с сомнением и колебанием; с годами
[10]
характер высказывании изменится радикально: всякая страсть начинается с ошеломления, и только позднее превращается в волю к борьбе. Но принципиальная позиция налицо уже в ре¬бенке и останется неизменной до конца.
Если мы сравним в этом отношении Ницше с Киркегором, разница окажется колоссальной. У Киркегора христианская вера всегда покоится в глубине его души, где-то на самом дне; до кон¬ца дней он не теряет связи с нею, именно с ис¬торическим ее содержанием: "потому что так сказал мне отец". Ницше же, напротив, истори¬ческое содержание христианства изначально чуждо. В результате Киркегор удостоился посвя¬щения — проник в самые глубины христианско¬го богословия. А Ницше и в голову никогда не приходило, что у этого богословия могут быть глубины, и до его возвышенных и утонченных конструкций ему просто не было дела.
Все вышесказанное позволяет нам наметить основное направление предпринятого нами кри¬тического анализа. Во-первых, мы рассмотрим прежде всего, каким образом борьба Ницше против христианства мотивируется христиан¬скими импульсами и в какой степени он сам это сознает. Во-вторых, нам предстоит убедиться в том, что христианские импульсы Ницше с са¬мого начала лишены всякого христианского со¬держания, превратившись в голую движущую энергию. А отсюда мы сможем разглядеть, в-третьих, тот путь, на котором Ницше громил од¬ну за другой все позиции, какие ему случалось занимать, и который привел его к нигилизму. Причем стоило ему самому отдать себе отчет в том, куда он движется, как он тотчас объявлял движение к нигилизму неизбежным для всей эпохи; правда, толпе оно только еще предстоит в будущем, но он, Ницше, отныне станет совер-
[11]
шать его вполне сознательно и пройдет этим пу¬тем до конца. Однако отнюдь не ради того, чтобы остаться нигилистом, нет, но чтобы открыть аб¬солютно новый источник сопротивления ниги¬лизму, антинигилистического движения. И пе¬ред лицом этой новой философии мы попыта¬емся дать ответ на наши последние вопросы: со¬хранила ли эта философия что-нибудь общее со своим христианским исходным пунктом? и су¬ществует ли она вообще в действительности? а если да, то какого рода эта ее действительность?
Однако прежде чем подойти к этим крити¬ческим вопросам, нужно уяснить взгляды Ниц¬ше на сущность и историю христианства. Изла¬гая их, мы оставим вначале без внимания про¬тиворечивые высказывания и дадим единую, четкую картину так, как она выступает на пер¬вый план в поздних сочинениях Ницше. Лишь разглядев ее во всей ее резкости, мы можем дви¬нуться глубже и постараться рассмотреть второй план — глубинную взаимосвязь мыслей; отсюда первоначальная картина покажется поверхност¬ной и грубой — такую сам Ницше едва ли мог считать абсолютным и окончательным знанием.
[12]

Категория: Философия | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 3.144.35.148
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Оцените мой сайт

Всего ответов: 133



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 124






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект