Doom-metal — жёсткая и тяжёлая метал-музыка. Основа — классические
инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка
апокалиптическая, болезненная, как правило, весьма монотонная
(особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная
и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас —
качевый, риффы — грубые, встречаются характерные гитарные
«пробуксовки», визжащие фидбэки, «угасающие» трели соло и.т.д
История дум-метала
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и зарождение еще одного жанра — doom/death, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4», «Sabbath Bloody Sabbath», «Sabotage» — считаются классикой прото-дума.
Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Pentagram, совпавшую с Black Sabbath в формировании нового звучания и Nemesis, из которой образовалась немалоизвестная Candlemass.
Вслед за первооткрывателями в 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и Candlemass.
90-е
годы ознаменованы появлением нескольких ответвлений традиционного
doom-metal (таких как дроун дум (drone doom) и сладж/дум
(sludge/doom)). Кроме того, появилось еще одно независимое
metal-направление, вышедшее из замедленного death-metal, но нередко
рассматриваемое параллельно с думом — дэт/дум. Музыканты открывают новое звучание — например, в новом направлении дэт/дум (Evoken, Winter, Disembowelment)
можно заметить унаследованный от death, модифицированный и неторопливый
риффаж (из-за которого, видимо, в название определения критики решили
добавить слово «doom», ибо классический дум тоже отличается
неторопливостью) и гроулинг, дроун дум (Earth, Sunn O)))) — своеобразный, ультразамедленный и «гулкий» вариант дума, фьюнерал-дум (Funeral, Thergothon, Skepticism, Shape of Despair, Esoteric) — ультразамедленный и видоизмененный doom/death с похоронной атмосферой. И сладж/дум (Grief и Eyehategod) — симбиоз традиционного дума (в духе тех же ранних Black Sabbath) и хардкора старой школы (типа Black Flag), естественно, с преобладанием первого.
Разновидности дум-метала
Traditional doom
Doom-metal в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к
середине '80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и
неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus и Candlemass, хотя в те годы существовало немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble(существует до сих пор), The Obsessed, Pagan Altar
и т. д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический
doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием,
именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого
хард-рока '70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока,
мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы
классической школы doom-metal предпочитают время от времени
«разбавлять» медленность и вязкость в звучании динамичными,
характерными для рок’н'ролла, вставками — однако это вовсе не
обязательный элемент подобной музыки. Большая часть представителей
традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное
великому Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus, Dream Death и более молодые — Cathedral).
Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна —
от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие
от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций.
Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но
это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил
андерграунда. Наиболее видные представители: Candlemass, Reverend Bizarre, Saint Vitus, Count Raven, Solitude Aeturnus и Warhorse.
Следует упомянуть и про такое понятие как «эпический дум». В целом, epic doom — то же самое, что и традиционный doom, но с сильным влиянием средневековья и/или фэнтези в лирике. Также манера исполнения намного более повествовательная, эпическая и даже в некотором смысле театральная. Корни epic doom можно увидеть во многих традиционных металлических группах, таких как Manowar и Iron Maiden, плюс попытка воссоздать концепцию pre-doom (proto-doom) групп вроде Black Sabbath. Самые известные epic doom группы — Candlemass и Solitude Aeturnus. Многие группы, играющие в этом стиле, образовались в Вест-Йоркшире, области Англии, в середине/конце '90-х, как, например, Solstice.
Death/doom
-
Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (то есть ударные + бас),
однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп
обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно
играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также
музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару
(вернее, чистую электрическую). Типичные представители: Novembers Doom,Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, My Dying Bride, Anathema (до альбома «Eternity»), ранний Amorphis, Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus, Paramaecium. Данный подвид очень неоднороден и относимые к нему исполнители могут звучать совершенно по-разному. К примеру, вышеназванные Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.
Funeral doom
Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из
doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается
на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой
депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как
некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента,
а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается
искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он менее фоновый и очень низкий, чем в других стилях, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Встречаются и группы с чистым вокалом, например норвежцы Fallen с низким как бы церковным мужским басом, или даже с женским вокалом (ранний Funeral, Totem). Первооткрывателями стиля являются Thergothon и Funeral, а позднее также Skepticism. Современные представители стиля — Mournful Congregation, Shape of Despair, Until Death Overtakes Me, Nortt, Pantheist, Esoteric, Evoken, Hierophant, Stabat Mater, Rigor Sardonicous.
Drone doom
Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, как правило, создаются благодаря своеобразно «гудящим» (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами.
Композиции в стиле drone doom обычно длинные — типичный трэк длится
от десяти до тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из
единственного трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма
в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom
выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и
таинственные темы тоже нередки.
Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Earth и который был вовлечен в такие плодотворные проекты как Burning Witch и Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Earth считаются двумя самыми значимыми группами в этом стиле. Другими типичными примерами дрон дума являются, Boris, Nadja and Black Boned Angel
Stoner doom
Stoner doom (также иногда известный как stoner metal или
psychedelic doom) это стиль дум-метала, который включает множество
разнообразных психоделических эффектов в разной степени. Это обычно
протяжные гитарные партии и большее число гитарных и бас-гитарных
эффектов, таких как fuzz, phaser или flanger, среди других черт. Эго иногда путают со стонер роком, однако это скорее намного замедленная и утяжеленная его форма.
Наиболее известные примеры: (поздние) Cathedral, Sleep, High on Fire, Electric Wizard, Ufomammut, Acid King, Acrimony,Sons of Otis, Anathema (альбом Pentecost III). Чтобы описать свой стиль музыки, австралийская doom/stoner группа Pod People придумала термин «stoom» (составное из «stoner» и «doom»).
Sludge doom
Сладж-дум (думкор / doomcore) появился в Америке, на заре '90-х, с такими группами как Grief, Crowbar и Eyehategod. Со временем к этому эшелону подключилась еще одна, достаточно драйвовая бригада — 3D House Of Beef,
законно вписавшись в число sludgecore-классиков… Это андерграундный,
очень медленный и, как правило, немелодичный стиль тяжелой музыки,
рожденный на стыке традиционного дума и хардкора
старой школы. Большинство сладж-думстеров делает ставку на
грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с
мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая
стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора
они заимствуют некоторую резкость в звучании (а иногда это и проявления
настоящего хардкорового драйва) и грубый, «больной» вокал. Несмотря на
то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в stoner rock), им не присущ стонер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм. Дальнейшим развитием этого жанра в результате экспериментов по добавлению пост-рока в сладж, является так называемый пост-метал, наиболее яркими представителями которого являются группы Isis, Callisto и Cult Of Luna
Black doom
Black doom это стиль сочитающий элементы блэк-метала и дум-метала. Обычно вокалом является скриминг и шрайк, а гитары перетяжелены дисторшном, что характерно для блэка. Но также характерен медленный темп и диссонанс,
что отличительно для дум-метала. Лирика охватывает темы природы,
нигилизма, депрессии. Известнейшими составляющими этого постиля
являются ранние Dolorian и ранняя Katatonia. Типичные представители: Forgotten Tomb, Barathrum, Bethlehem, Woods of Ypres, Nortt и Gallhammer.
Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы,
которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот.
Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между
собой.
В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Bauhaus, The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское,
на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно
найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние.
Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную
тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным
тяжелым гитарам и ударным.
Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным
влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Готик-метал
описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в
нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый металл
в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего
общего с дум-металом за исключением, пожалуй, грусти, уныния и тяжёлого
звучания.