Основные черты
Блэк-метал характеризуется крайне скоростными барабанными (бласт-бит) и гитарными партиями. Звук гитар делается резким и высоким. Характерный приём игры — тремоло. Вокал обычно очень высокий (скриминг), встречаются вставки низкого «рычащего» вокала — гроулинга. Подобное звучание часто определяется как raw black metal (от raw
— «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и клавишные (редко) играют
вспомогательную роль в классическом блэке, тогда как в симфо-блэке
клавишным уделяется большое внимание.
Характерную роль играет так же сценический образ исполнителей.
Большая их часть выходит на сцену в особых одеждах, стилизованных под
военную форму варваров или третьего рейха или же под ритуальные одеяния. Также подавляющее большинство исполнителей используют характерный макияж (корпспэйнт), цель которого — сделать исполнителя похожим на труп.
Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью. Очень распространённой темой в блэке является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также язычество, нигилизм, война, человеконенавистничество, ненависть вообще. Довольно часто в блэке присутствуют элементы нацизма.
Периодически в среде исполнителей и поклонников блэк-метала происходят
споры относительно того, кто из представителей стиля более привержен
«настоящему» блэк-металу. Отклонения от жёсткого блэк-звучания
(эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки и т. д.)
зачастую очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего
некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных»
последователей блэк-метала репутацию «продажных» и «предательских».
Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь
популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио,
публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными лейблами). По
этой причине многие андеграундные
исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы связать группу с
«коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах),
минимальным тиражом (иногда не более 2-3 десятков экземпляров) и со
звуком крайне низкого качества, никогда не дают концертов. Тем не
менее, в последние несколько лет блэк-метал перестал быть исключительно
«андеграундным» явлением. Классификация блэк-метала
Примитив/Хаотик Блэк
Данный подстиль берет свое начало еще в конце 80-х с творчества таких команд, как Beherit, Von, Blasphemy, Archgoat, Goat Vulva. Используется также равнозначное название Goat Metal.
Для стиля характерен наибольший примитивизм, максимально простая партия
ударных инструментов, особо хаотичная структура композиций и гроулинг в
качестве основного вокала. Звучание гитар напоминает грайндовое.
Тематика текстов - ядерная война, тотальная аннигиляция и т.д. Для
подавляющего большинства команд данного направления характерно
повсеместное использование артворков от Криса Мойена (Chris Moyen).
Тру блэк
Тру-блэк (англ. True Black metal)
— «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление
блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на
такие темы как антихристианство, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм. Стиль возник в Норвегии.
Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя
встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие
тру-блэк с довольно сложной структурой.
Подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), композиции записаны одной дорожкой без потоков.
Слово «Тру» в среде поклонников блэк-метал зачастую используется как
характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не
придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной»
(отошедшей от канонов стиля).
- Родоначальники: Burzum, Darkthrone, Mayhem.
- Типичные представители: Gorgoroth, Mütiilation, Lucifugum (позднее творчество), 1349, Enthroned, Judas Iscariot, Deathspell Omega, Nachtmystium, Satanic Warmaster, Ragnarok, Beherit (1989—1993), Туман, Trelldom, Moonblood, Nighthatred, Burial Mist, Gehenna (раннее творчество), Bahimiron, Horna, Sargeist, Behexen, Corpus Christii, Watain, Funeral Mist, Krieg, Bael, Deviant, N.I.L, Antaeus, Aosoth, Blackdeath, Armagedda, Ayat, Maniac Butcher.
Мелодик блэк-метал
-
Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна
(в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры
(например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли
«атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки готик-металу.
- Родоначальники: Dimmu Borgir, Dissection.
- Типичные представители: A Winter Within, Abyssos, Agathodaimon, Ancient, Ancient Ceremony, Daemonarch, Dark Fortress, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Hecate Enthroned, Illnath, Lord Belial (раннее творчество), Naglfar, Old Man's Child, Siebenbürgen (раннее творчество), Theatres des Vampires (раннее творчество), Twilight Ophera, Rotting Christ.
Симфо блэк-метал
-
Разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала.
- Родоначальники: Emperor, Limbonic Art
- Типичные представители: Alghazanth, Anorexia Nervosa,Catamenia, Finnugor, Darzamat (некоторые альбомы), Tvangeste, Tyrant (Япония), Lucifugum (раннее), Graveworm(Южный Триполь, Италия).
Пэган-блэк
Языческий блэк-метал (англ. Pagan Black metal), для него характерно отсутствие сатанинской идеологии при сохранении враждебного отношения к христианству. Близок к NSBM, в частности их роднит наличие в текстах элементов расизма или антисемитизма. Одним из идеологов языческого блэк-метала, основанного на скандинавской мифологии, является Варг Викернес.
- Родоначальники: Ulver (ранний).
- Типичные представители: Adultery, Severgore, Argar, Belenos, Heiden, Hel (Германия), Kampfar, Menhir (Германия), Minas Morgul (Германия), Odal (Германия), Raven Dark, Riger, Sigma Draconis, Skyforger, Sunchariot (Россия), Światogor, Tharaphita, Triskèle, Trollech, Udainsakr, Uranus, Urskumug, Аркона, Велимор, Темнозорь(Россия), Nokturnal Mortum (ранее творчество).
Викинг-блэк
Викинг-блэк (англ. Viking Black metal) — результат смешения блэк-метала с викинг-металом. Стилистикой текстов похож на Pagan black, но часто идейно насыщен последней битвой — Рагнарёком.
Тексты повествуют о древних битвах северных воинов с захватчиками или
наоборот об ограблении монастырей во славу северных богов, о преданиях,
легендах, былинах и мифах.
Атмосферный блэк
(англ. Atmospheric Black metal) Часто перекликается с depressive black metal’ом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов часто является природа (в частности лес).
- Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon, Kvist
- Представители: Profanum,Basarab, Darkestrah, Abyssum, Nae'blis, Wanderer, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night, Evol, Thy Repentance, Archaicus, Cimetière, Walknut, The Firstborn, Archaicus, Astaroth (позднее творчество), Triste, Sear Bliss, Drudkh.
Эмбиент-блэк
Эмбиент-блэк-метал (англ. Ambient Black metal)
часто перекликается с депрессивным блэком. Добавлены клавишные пассажи,
отдельные звуки, шумы природы. Музыка не тяжёлая и далёкая от black’а,
но вокал и лирика оставлены от прародителя. Зачастую к этому
направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.
- Родоначальники: Les Légions Noires(Aäkon Këëtrëh, Amaka Hahina, Moëvöt, Satanicum Tenebrae), Beherit
- Представители: Abruptum, Darkspace, Paysage D`Hiver, Henoth, Vinterrikket, Stalaggh, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist, Nazhand.
Депрессивный блэк
Депрессивный блэк-метал (англ. Depressive Black metal)
отличается большой длиной и зацикленной структурой композиций,
монотонностью, неагрессивным звучанием, «акцентирующими» клавишными,
«жужжащими» гитарами. Для некоторых исполнителей характерен быстрый
темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, Silencer, Malvery), а для некоторых, наоборот, невысокий темп и общая гипнотическая атмосфера (Xasthur, Coldworld, Defaillance). Основной тип вокала —- шрикинг (от англ. to shriek — «пронзительно кричать, вопить») —- истеричный, верещащий вой. Вокалисты иногда с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Соло отсутствует. Тематика текстов — тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство. Иногда используется равнозначный термин Suicidal Black Metal.
- Родоначальники: Strid (EP Strid (1995)), Burzum (альбом Filosofem), Abyssic Hate, Sortsind, Bethlehem
- Представители: Shining, Xasthur, Wedard, I Shalt Become, Winds Of Sorrow, Saol, Sorrows, All The Cold, Nocturnal Depression, Beatrik, Silencer, Nyktalgia, Happy Days, Anti, Sterbend, Svart, Vokrest Sorg (Магнитогорск).
Индустриальный блэк
Индастриал-блэк-метал (англ. Industrial Black metal) представляет собой индастриал-метал,
в который добавляются элементы блэка, в первую очередь очень плотные и
быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг как
основной тип вокала и типичные для блэк-метала тексты.
- Родоначальники: Mysticum, Helheim (также известны как The Helheim Society)
- Представители: Aborym, Ad Hominem, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Therm.Eye.Flame, Tidfall, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge, Coldworld, …and Oceans,URAn 0, Spektr
|