ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе проанализированы имена высшего уровня религиозной системы древних славян. Исходя из выявленных нами корней данных слов, можно сделать вывод о том, что славянская мифология является “полноценным представителем” и.-е. мифологии. Это мы доказали на уровне языковых данных. Более того, древнерусская мифология была как бы связующим звеном между индо-иранским югом и германо-скандинавским севером. Мы выяснили, что славяне имели разветвлённую и развитую систему мифологии до принятия христианства, причём были не только общеславянские боги, но и племенные. Известный психоаналитик К.Г.Юнг утверждал, что любые мифы (и высшие, и низшие) являются частью коллективного бессознательного. “Мифы – в первую очередь психические явления, выра¬жающие глубинную сущность души. Все мифологизированные естественные процессы: такие, как лето и зима, новолуние и другие, – не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души”156. Он же отмечал: “Исходные структурные компоненты души столь же поразительно единообразны, как части человеческого тела. Архетипы – это, так сказать, органы человеческой души, извечно наследуемые формы и идеи, которые сами по себе лишены определённого содержания, но обретают его в течение жизни человека, чей опыт заполняет эти формы”157. Возможно, что рассмотренные нами звуковые сочетания в корнях теонимов являются своего рода лингвистическими архетипами, берущими начало в коллективном бессознательном народа. “Новые понятия, входя в мысль и язык народа, обозначались звуками, уже прежде имевшими смысл, и основанием при этом служило единство основных признаков в новых и прежде известных понятиях”158. Проведя этимологический анализ корней русской теонимии, мы вышли как раз к и.-е. “лингвистическим архетипам”, т.е. исконным значениям разбираемых корней. Гипотетично у нас получилось следующее: ИНДО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАОСНОВА ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЕ БОЖЕСТВО ИЗНАЧАЛЬНОЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ *wel- Велес переход между мирами *per(k)- Перун грозовое начало *dag(h)- Дажьбог светлое начало *str- Стрибог хаотическое начало *ar- Ярила архетип энергии *hor- Хорс архетип круга-светила *svar- Сварог архетип неба *m(o)k- Мокошь женское начало Относительно “корневого архетипа” у Симаргла мы не будем торопиться с выводами: слишком мало данных. Само же божество символизирует, по нашей гипотезе, посредника между небом и землёй. Именно языковые данные позволили реконструировать изначальные функции древнерусских божеств. Они же дали наиважнейший материал для выяснения, какова была иерархия в славянском пантеоне. Основными божествами были Велес (покровитель волхвов и сакральной поэзии) и Перун (бог грозы и воинов). Затем следуют Дажьбог и Стрибог (светлый порядок и хаос в единстве и борьбе). После идут Ярила (жизненная сила) и Хорс (светило). Сварог же, по нашему мнению, был верховным небесным божеством славян ещё до того, как “пальму первенства” получили Перун и Велес. Мокошь занимала особое место в пантеоне, ибо единственная в своём роде воплощала женское начало. Отметим, что на семантические значения древнерусских теонимов повлияли хозяйственная деятельность, быт и исторические условия жизни древних славян. Именно с этим связано появление у Велеса функции покровителя скота, у Перуна – воинов, у Дажьбога – всех русских, у Сварога – кузнецов, у Ярилы – сексуальных отношений, у Мокоши – пряжи и т.д. Как уже было отмечено, исследованные теонимы представляют большой интерес для исторической лингвистики, так как в них отразились особенности древнерусского языка, а также языковые контакты с индоевропейским, иранским, германским, финно-угорским “мирами”. Глубокий анализ происхождения теонимов может помочь восстановить картину развития древнерусского языка, а также оказать помощь при изучении этногенеза славян, прояснить многие спорные вопросы истории, языкознания, фольклористики. Считаем, что именно на почве языкознания возможны новые результаты, необходимые для полного восстановления нашей мифологии.
|