Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Язычество » Словяне

Ишутин А.А. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
“Повесть временных лет” называет в числе идо¬лов капища князя Владимира идол Симаргла. Упоминания о нём немногочисленны. Уже книжникам XII–XIII вв. его имя поч¬ти ни о чём не говорило. Сьмарьглъ, Симарьглъ, Сим-Реглъ, Симъ и Рьглъ, Симъ и Ерьглъ – различные написания этого имени. Последний вариант дал повод А.С.Фаминцыну предположить, что в слове Ерьглъ позднейшими писателями допущена ошибка: следует читать не Ерьглъ, а Ерылъ, т.е. Ярило139. В статье К.Т.Витчака “Из исследований праславянской религии” мы находим ту же тенденцию. Автор пытается доказать, что Сhмарглъ – ошибка членения текста, в действительности повествующего о двух богах: Семъ (бог семьи, рода) и Ръглъ (бог бури)140.
Но это предположение не подтвердилось.
В XIV в. имя Симаргла исчезает из поучений против язычества.
Многие учёные указывают на иранскую природу имени Симаргл. Н.М.Гальковский сближал его с авестийским Сэнмурвом (Сенмургом), крылатым псом Ахурамазды, покровите¬лем семян и ростков141. Позже корни Симаргла в индоиранской мифологии обнаружила К.В.Тревер. Она доказывала, что иранская крылатая собака и птица-вестник Симург иранских и осетинских мифов – одно и то же существо142. Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский соотносят Симаргла с мифической птицей средне¬вековой персидской поэзии Симург143.
Попытался обозначить функции Симаргла Б.А.Рыбаков. По его мнению, вернее версия об иранском происхождении Симаргла, так как она не только говорит о природе имени этого персона¬жа и устанавливает его внешний облик (иранское сайна мрига дословно означает 'собака-птица'), но и определяет функциональ¬ные особенности данного божества. Б.А.Рыбаков, основываясь на этой гипотезе, показал роль Си¬маргла в языческом пантеоне князя Владимира. По его мнению, Симаргл – божество семян, рост¬ков и корней растений; охранитель побегов и зеле¬ни. В более широком смысле – символ “воору¬женного добра”. Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел внешний облик “собако-птицы” или, может быть, гри¬фона144. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента – очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI – XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздаль¬ских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией.
Есть версия, что Симаргл-Семаргл этимологически связан со словом семя. Отсюда предположение, что Семарглъ означает 'рассеиватель семян'. Скорее всего, данная версия является результатом народной этимологии.
Некоторые учёные считают, что заимствование Симаргла произошло не из Персии, а от ираноязычных племён, кочевавших в причерноморских степях в первые века нашей эры. Так, В.И.Абаев предполагает, что имя Семаргл наши предки пере¬няли от скифов, ибо скифское сенмарг по звучанию ближе к славянскому Семаргл, чем персидс¬кое синмург145. Если исходить из данного предположения, то следует признать существова¬ние в мифологии славян персонажа с именем Симаргл задолго до языческой реформы Владимира. Эта точка зрения представляется нам наиболее вероятной.
Таким образом, мы видим, что реконструкция образа Симаргла и его роли в славянской мифологии вызывает немало споров. Но тем не менее мож¬но сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде “собако-птицы”. Этот образ является вполне архетипическим у индоевропейцев.
Любопытно, что подобные персонажи встречаются и за пределами индоевропейского мира. Например, у древних майя мифическая “небесная собака” связывалась с молнией и дождём. Близкое значение имела как раз крылатая собака, изображение которой часто встречается в древнеиранском искусстве.
Исходя из того, что наше божество Симаргл тоже изображалось в виде “крылатого пса”, т.е. выглядело как посредник между небом и землёй, можно сопоставить его с индийским Агни (буквально 'огонь') и допустить, что у Симаргла были более “высокие функции”. Основная функция Агни – это как раз посредничество между людьми и богами. Данный архетип в и.-е. мифологиях обязательно имеется. Если это так, то функции Симаргла значительно расширяются. И можно однозначно сказать, что Симаргл – это зооморфное божество.
В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б.А.Рыбаков: “Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами. {...}
Особый интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме “многовертимого плясания” в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута”146. Г.А.Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла147.
Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. В.В.Иванов и В.Н.Топоров вообще игнорируют эту версию: “Переплут (рус. церковнослав. Переплуть, от рус. плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству), восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в "словах" против язычества. По гипотезе В.Пизани – восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от *Peru (Перун)”148. На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам.
Д.Ворт связывает образ Симаргла с мифической вещей птицей Див149. В “Слове о полку Игореве” читаем:

Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь стонущи ему грозою птичь убуди;
свистъ зверинъ въста;
збися дивъ,
кличетъ връху древа:
Велитъ послушати – земли незнаеме...150

И.И.Срезневский трактует слово див как 'gryphus (грифон)'151. В.П.Адрианова-Перетц обращает внимание на то, что в тюркской мифологии див – дух земли и воды, предупреждающий о несчастье152. Согласно олонецким народным поверьям, див – птица, которая сидит на сухом дереве и кличет153. Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz, diva zena, польск. dzivozona, серболужицк. dziwja zona, dziwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива). В.В.Иванов и В.Н.Топоров отмечают следующее: “Слово [див] первоначально было связано, с одной стороны, с русским диво и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны – со славянскими и балтийскими словами в значении 'дикий', происходящими из 'божий'”: ср. укр. дивий 'дикий', старослав. дивии, болг. див, польск. dziwy 'дикий' при латыш. dieva zuosis 'дикий гусь' – первоначально в значении 'гусь бога'; ср. также родственное хеттское siu 'бог' в siunas huitar 'животные богов', т.е. 'дикие звери'”154.
Можно сделать выводы, что див – это зооморфный персонаж низшей мифологии славян, в чём-то близкий Симарглу. Но всё же, в отличие от дива, Симаргл – бог, участник пантеона, то есть персонаж высшей мифологии.
Завершая тему “зооморфности”, следует отметить, что для некоторых божеств в низших ипостасях был также характерен “зооморфный” облик. Наиболее яркий пример тому – Велес. “Можно предположить, что Волоса в некоторых местностях России, например в Заволжье, представляли в облике медведя – ведь медведь также считается хозяином зверей и символизирует богатство и изобилие. Амулеты в виде медвежьей головы, лап, а также медвежбю шерсть было принято вешать в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил. А на одной весьма любопытной иконе рядом со св.Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой.
Существует немало доказательств и того, что Волос мог представляться в образе змеи. В одной из древнерусских летописей, например, есть миниатюра, где изображена сцена принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом, но Перун изображён в виде человекообразного идола, а Волос – в виде змеи, лежащей у ног княжеских дружинников. В русском языке волосатиком называется как змееподобный червь, якобы вызывающий болезнь волосень, так и нечистая сила, а попросту – чёрт ("волосатик бы тебя взял" – достаточно распространённое ругательство)”155.

Категория: Словяне | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 54.224.52.210
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Оцените мой сайт

Всего ответов: 133



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 123






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект