§4. СВАРОГ Ещё одним божеством небесного пантеона сла¬вян был Сварог. Он связан с огнём и небесной сферой, следовательно, с небес¬ным огнём. В древности люди верили, что земной огонь порождается огнём небесным. И, действи-тельно, в восточнославянской мифологии дух зем¬ного огня назван Сварожичем – сыном Сварога. Бог, или дух огня, почитался у всех славян. Эквивалентами древнерусского Сварожича являются западнославянский Suarisici, Радгост у балтийских славян. По хронике Иоанна Малалы (XII в.), культ Сварога был связан с древнегре¬ческим богом Гефестом. В этой записи перечисляются различные чудеса, известные в древности. Дойдя в своём перечислении до Египта, автор сообщает, что там царствовали потомки Хама – Местром и Еремия, “по немь Феоста, иже и Соварога нарекоша Египтяне. Царствующу ему Феосте в Египте, во время царства его спадоша клещи с небесе, нача ковати оружье. Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам за один мужь посягати... а иже прелюбы деющи, казнити повелеваше, сего ради прозваше и бог Сварог ... и посем царствова сын его, именем Солн¬це, его же наричють Дажьбог”... Феост-Сварог – несомненно, греческий бог-кузнец Гефест (Египет здесь назван ошибочно). Итак, Сварог в славянской мифологии – бог небесного огня. Однако не только. Сварог первый на¬чал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужному земледелию; победил змея; построил мощные укрепления – Змиевы валы. В монографии “Ремесло Древней Руси” Б.А.Рыбаков отмечает: “Для нас важно то, что русский автор, изложив своё представление о начале культуры, связывает его с Гефестом-кузнецом и указывает, что именно эти заслуги бога – создателя культуры дают право называть его именем русского бога Сварога. Итак, Сварог – бог, кузнец, Гефест и Прометей – одновременно изобретатель металлов, покровитель семьи. Солнце – Даждьбог – сын Сварога; огонь – Сварожич. Так же как Прометей был наказан за похищение огня, как Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, так и русский бог-кузнец был оттеснён Перуном, Велесом и другими дружинными богами. В пантеоне Владимира Сварога нет”109. Б.А.Рыбаков отмечает, что именно функции Сварога стали причиной того, что “первый ремесленник в древней Руси – кузнец имеет несколько различных функций: колдун, чародей (кознь, ковы, коварство, хитрость; знахарью, врач; покровитель брака)”. “Врачебная роль кузнецов ясно выступает в заговоре: “На сером камню стоитъ 33 кузнеца, держать 33 молота и бьютъ, отколачиваютъ болезнь”110. Происхождение имени Сварога неясно до конца. Б.Инфантьев сближает имя Сварога с рус. свар(а), сварли¬вый 'спорящий, грозящий, гремящий', тем самым, соотнося этого бога с Перуном. Этот учёный обращает внимание на совпадение восточнославянского божества с латышскими словами svarigs 'важный', svert 'взвешивать', что позволяет ему сделать вывод об отнесе¬нии Сварога к категории мифологических существ, определяющих судьбу человека и космоса111. М.Фасмер называет несостоятельным сближение первой час¬ти имени божества сва- с балтийскими словами: латышским Saule, прусским Saule, ведийским s(u)var 'солнце', авестийским hvar 'солнце'. Более достоверным, по его мнению, является сближение названия божества с древнеиндийским Svargas 'небо', германскими: древневерхненемецким gi-swere 'грозовые тучи', англосаксонским sweore 'темнота, облачное небо'112. Интересным в этом ряду представляется соотнесение со словом небо, что соответствует функциям Сварога и его отождествлением с греческим Гефестом (хранителем небесного огня). В.Топоров сопоставляет Сварога с латышским Небесным кузнецом (Debesu Kaiejs), выковывающим для солнца различные украшения113. Санскритско-русский словарь даёт нам следующую информацию. Svar имеет 2 глагольных значения: 1) придираться, ругать, порицать; 2) издавать звуки, звучать; воспевать, восхвалять; сиять. Существительное же svar имеет значения 'солнце, солнечный свет, блеск; небо'114. Как видим, русские и санскритские значения корня свар- дублируются. Небесные значения 'восхваление, сияние' налицо. Значение свар- как 'ругань, порицание', возможно, имеет место оттого, что “порицание” было поначалу прерогативой Верховного, Небесного божества. Сварог, видимо, и был основным божеством славян до того, как уступил “первенство” Велесу и Перуну. Если же Сварог во времена Киевской Руси был действительно богом небесного огня и одновременно огня очага, то это имя возможно и иначе дробить на морфемы (с-вар-ог), -ог – иранский суффикс в словах со значением 'солнце', 'светить' (ср. рус. огонь, пирог), -вар- – корень, со значением 'огонь', 'жар' (ср. варить, сварить). Мы считаем, что уместно привести английский глагол swear 'клясться, молиться'. Наша гипотеза, что данное слово также берёт начало из и.-е. корня svar-. Не забудем, что люди (особенно в древности) клялись именно небом или теми высшими существами, которые находятся на небе. Поэтому, на наш взгляд, англ. swear дословно означает 'я беру в свидетели небо'. Сохранившиеся до наших дней английские выражения I swear by Jupiter [by Almighty God, by all that is holy] 'клянусь Юпитером [всемогущим богом, всем святым]', he swore by all the gods 'он призывал всех богов в свидетели' являются подтверждением нашей гипотезы. По мнению В.В.Левицкого, глагол swear 'клясться', равно как и существительное answer 'ответ' восходит к германскому *swarm 'то, что жужжит' (ср. нем. schwirren 'жужжать')115. Однако мы считаем, что значение 'жужжания' вторично по отношению к “небесному значению”, так как “главное жужжание”, которое воспринимал древний человек – это небесный гром. Итак, наша версия заключается в том, что англ. swear и рус. Сварог вышли из общего и.-е. корня с “небесным” значением. Интересно, что в индуистской философии Свар – не простое небо, а небо как “сверхформальный мир”, в котором пребывают все возможности Проявления116. Небо – дверь, ведущая к иному, чем земной, миру, который мыслится светлым, как само небо. Это представление и отразилось в образе индийского рая сварги, куда после смерти попадают храбрые воины. Не является ли это разгадкой нашего Сварога? Сварог, по древнерусскому преданию, предаётся покою, предоставляя управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тес¬ные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, на¬званным в летописи сыном Сварога: “...Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именем Солнце, его же наричють Дажь-богъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богъ”. О том, что Сварог существовал в качестве славянского бога свидетельствуют многочисленные топонимы с этим именем: Сварожево, Сварыжь (Новгородская гу¬берния), польск. Swaryszewo, Swarzec (близ Познани), кашубское Swarozyno и другие. Как видим, славянские солярно-небесные божества имели первоначально различные архетипические значения. Сварог символизировал “сверхформальное” небо, Дажьбог – светлое начало (в прямом и переносном смысле), Хорс – солнце как круглое светило-диск (иногда луну), Ярила – энергию как таковую. Безусловно, их функции пересекались, но отнюдь не отождествлялись. Совпадение же этих божеств произошло, по-видимому, из-за размывания и утраты древних культов. Но изначально эти божества имели разные архетипические функции, их “солярность” носила разный характер, что мы и попытались показать в данной главе.
|