Devil DREAMS www.devil-dreams.clan.su
 
 ::  Регистрация  ::  Правила  ::  Помощь  ::  Анкеты  ::  Звания  :: 
  Поиск :    


Навигация



Главная Форум Галерея Файлы Библиотека Гостевая книга



Online






Мини-чат






Баннеро обменные сети






Главная » Статьи » Язычество » Словяне

Ишутин А.А. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ БОГИ И ИХ ИМЕНА
§4. СВАРОГ

Ещё одним божеством небесного пантеона сла¬вян был Сварог. Он связан с огнём и небесной сферой, следовательно, с небес¬ным огнём. В древности люди верили, что земной огонь порождается огнём небесным. И, действи-тельно, в восточнославянской мифологии дух зем¬ного огня назван Сварожичем – сыном Сварога. Бог, или дух огня, почитался у всех славян. Эквивалентами древнерусского Сварожича являются западнославянский Suarisici, Радгост у балтийских славян.
По хронике Иоанна Малалы (XII в.), культ Сварога был связан с древнегре¬ческим богом Гефестом. В этой записи перечисляются различные чудеса, известные в древности. Дойдя в своём перечислении до Египта, автор сообщает, что там царствовали потомки Хама – Местром и Еремия, “по немь Феоста, иже и Соварога нарекоша Египтяне. Царствующу ему Феосте в Египте, во время царства его спадоша клещи с небесе, нача ковати оружье. Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам за один мужь посягати... а иже прелюбы деющи, казнити повелеваше, сего ради прозваше и бог Сварог ... и посем царствова сын его, именем Солн¬це, его же наричють Дажьбог”... Феост-Сварог – несомненно, греческий бог-кузнец Гефест (Египет здесь назван ошибочно).
Итак, Сварог в славянской мифологии – бог небесного огня. Однако не только. Сварог первый на¬чал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужному земледелию; победил змея; построил мощные укрепления – Змиевы валы.
В монографии “Ремесло Древней Руси” Б.А.Рыбаков отмечает: “Для нас важно то, что русский автор, изложив своё представление о начале культуры, связывает его с Гефестом-кузнецом и указывает, что именно эти заслуги бога – создателя культуры дают право называть его именем русского бога Сварога. Итак, Сварог – бог, кузнец, Гефест и Прометей – одновременно изобретатель металлов, покровитель семьи. Солнце – Даждьбог – сын Сварога; огонь – Сварожич.
Так же как Прометей был наказан за похищение огня, как Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, так и русский бог-кузнец был оттеснён Перуном, Велесом и другими дружинными богами. В пантеоне Владимира Сварога нет”109.
Б.А.Рыбаков отмечает, что именно функции Сварога стали причиной того, что “первый ремесленник в древней Руси – кузнец имеет несколько различных функций: колдун, чародей (кознь, ковы, коварство, хитрость; знахарью, врач; покровитель брака)”. “Врачебная роль кузнецов ясно выступает в заговоре: “На сером камню стоитъ 33 кузнеца, держать 33 молота и бьютъ, отколачиваютъ болезнь”110.
Происхождение имени Сварога неясно до конца. Б.Инфантьев сближает имя Сварога с рус. свар(а), сварли¬вый 'спорящий, грозящий, гремящий', тем самым, соотнося этого бога с Перуном. Этот учёный обращает внимание на совпадение восточнославянского божества с латышскими словами svarigs 'важный', svert 'взвешивать', что позволяет ему сделать вывод об отнесе¬нии Сварога к категории мифологических существ, определяющих судьбу человека и космоса111.
М.Фасмер называет несостоятельным сближение первой час¬ти имени божества сва- с балтийскими словами: латышским Saule, прусским Saule, ведийским s(u)var 'солнце', авестийским hvar 'солнце'. Более достоверным, по его мнению, является сближение названия божества с древнеиндийским Svargas 'небо', германскими: древневерхненемецким gi-swere 'грозовые тучи', англосаксонским sweore 'темнота, облачное небо'112.
Интересным в этом ряду представляется соотнесение со словом небо, что соответствует функциям Сварога и его отождествлением с греческим Гефестом (хранителем небесного огня). В.Топоров сопоставляет Сварога с латышским Небесным кузнецом (Debesu Kaiejs), выковывающим для солнца различные украшения113.
Санскритско-русский словарь даёт нам следующую информацию. Svar имеет 2 глагольных значения: 1) придираться, ругать, порицать; 2) издавать звуки, звучать; воспевать, восхвалять; сиять. Существительное же svar имеет значения 'солнце, солнечный свет, блеск; небо'114.
Как видим, русские и санскритские значения корня свар- дублируются. Небесные значения 'восхваление, сияние' налицо. Значение свар- как 'ругань, порицание', возможно, имеет место оттого, что “порицание” было поначалу прерогативой Верховного, Небесного божества. Сварог, видимо, и был основным божеством славян до того, как уступил “первенство” Велесу и Перуну.
Если же Сварог во времена Киевской Руси был действительно богом небесного огня и одновременно огня очага, то это имя возможно и иначе дробить на морфемы (с-вар-ог), -ог – иранский суффикс в словах со значением 'солнце', 'светить' (ср. рус. огонь, пирог), -вар- – корень, со значением 'огонь', 'жар' (ср. варить, сварить).
Мы считаем, что уместно привести английский глагол swear 'клясться, молиться'. Наша гипотеза, что данное слово также берёт начало из и.-е. корня svar-. Не забудем, что люди (особенно в древности) клялись именно небом или теми высшими существами, которые находятся на небе. Поэтому, на наш взгляд, англ. swear дословно означает 'я беру в свидетели небо'. Сохранившиеся до наших дней английские выражения I swear by Jupiter [by Almighty God, by all that is holy] 'клянусь Юпитером [всемогущим богом, всем святым]', he swore by all the gods 'он призывал всех богов в свидетели' являются подтверждением нашей гипотезы.
По мнению В.В.Левицкого, глагол swear 'клясться', равно как и существительное answer 'ответ' восходит к германскому *swarm 'то, что жужжит' (ср. нем. schwirren 'жужжать')115. Однако мы считаем, что значение 'жужжания' вторично по отношению к “небесному значению”, так как “главное жужжание”, которое воспринимал древний человек – это небесный гром.
Итак, наша версия заключается в том, что англ. swear и рус. Сварог вышли из общего и.-е. корня с “небесным” значением. Интересно, что в индуистской философии Свар – не простое небо, а небо как “сверхформальный мир”, в котором пребывают все возможности Проявления116. Небо – дверь, ведущая к иному, чем земной, миру, который мыслится светлым, как само небо. Это представление и отразилось в образе индийского рая сварги, куда после смерти попадают храбрые воины.
Не является ли это разгадкой нашего Сварога?
Сварог, по древнерусскому преданию, предаётся покою, предоставляя управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тес¬ные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, на¬званным в летописи сыном Сварога: “...Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именем Солнце, его же наричють Дажь-богъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богъ”.
О том, что Сварог существовал в качестве славянского бога свидетельствуют многочисленные топонимы с этим именем: Сварожево, Сварыжь (Новгородская гу¬берния), польск. Swaryszewo, Swarzec (близ Познани), кашубское Swarozyno и другие.

Как видим, славянские солярно-небесные божества имели первоначально различные архетипические значения. Сварог символизировал “сверхформальное” небо, Дажьбог – светлое начало (в прямом и переносном смысле), Хорс – солнце как круглое светило-диск (иногда луну), Ярила – энергию как таковую. Безусловно, их функции пересекались, но отнюдь не отождествлялись. Совпадение же этих божеств произошло, по-видимому, из-за размывания и утраты древних культов. Но изначально эти божества имели разные архетипические функции, их “солярность” носила разный характер, что мы и попытались показать в данной главе.

Категория: Словяне | Добавил: Андромеда (24.12.2008)
Просмотров: 498 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

DarkArt3D



DarkArt3D



Личный кабинет



Личный кабинет
Привет, Гость!
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP: 18.220.154.41
  Пользователь №0
Ты в группе: ~/-Субъект-/~
Мой профиль
Изменить мои данные
Личные сообщения ()
Отправить ЛС
Список пользователей
Мои комментарии
Мои посты
Мои статьи
Добавить статью
Мои файлы
Добавить файл
Выход из профиля






Опрос


Чего вы хотите видеть на сайте больше
Всего ответов: 111



Cчетчик



Comments: 11
Forum: 37/618
Photo: 813
News: 28
Downloads: 174
Publisher: 134
Guestbook: 123






Счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Субъектов: 1
Идентифицированых 0
Субъект